Завешанные плакатами стены и дверцы шкафов. Пластинки, кассеты и диски с заслушанными до дыр альбомами. Футболка, напульсники и длинный красный шарф — для концертов. Вырезки из газет и журналов. И везде эта заветная, с неповторимым дизайном, буква «А». «А» в школьных и студенческих тетрадях. «А» на партах, а на заборах и в подъездах. Даже в подписи для первого паспорта — именно эта «А». «А» — потому что «АлисА»! Группа, к музыке и идеологии которой невозможно оставаться равнодушным.
Алисамания — это прекрасно! Переслушивание любимых песен, сбор материалов о группе и бесконечное желание обсудить увиденное и услышанное. Помню, ровно 10 лет назад в одной из аудиторий университета я написал на парте «АлисА», а через неделю под этой надписью прочитал «Мы вместе!». Так у меня завязался целый чат с красно-черным незнакомцем. Да уж — в те времена интернет только-только начал выходить из разряда роскоши, а про ВКонтакте никто даже и подумать не мог, ибо Цукерберг еще не запустил Facebook.
30 лет... Этой группе уже 30 лет! Не верится! Почему-то спокойно воспринимаешь тридцатилетие «АукцЫона», «Браво», «Крематория». Такой возраст «Алисы» — нет. Все, что с ней связано, ассоциируется со словом «молодость». И Константин Евгеньевич Кинчев — он всегда Костя.
На этот концерт я шел, как на экзамен. Пусть для группы (судя по пресс-релизу) это и не подведение итогов, но для меня — да, ведь половину моей жизни красно-черный дух витает рядом, словно Эйдан у Джоди.
В вагонах метро сотни людей стекались к Парку Победы, словно кровь к сердцу. Всюду мелькает черно-красная атрибутика. У входа на станцию дежурит полиция — все как десять-двадцать лет назад. На площадке перед станцией уже за два часа до начала концерта поклонников столько, словно концерт проходит не в СКК, а где-то совсем рядом. В самом парке то и дело с разных сторон слышится «Мы вместе!», «Костя!», «Алиса!». Есть ощущение, что ты идешь не на музыкальный концерт, а на футбольный матч — фанатское движение у «Алисы» развито, как ни одно другое в мире музыки.
Символично, что юбилейное выступление «Алисы» проходило именно в СКК. С этой площадкой у группы очень многое связано, здесь она давала ураганные концерты еще четверть века назад. Но даже такая большая площадка не в силах вместить всех желающих увидеть любимую группу: уже за полтора часа до начала у сцены стояла добрая сотня поклонников и их количество стремительно росло. В итоге — аншлаг.
Среди публики отчетливо видны люди разных возрастов. Есть повод поговорить с ними о том, когда они начали слушать Алису:
— На концерты «Алисы» я хожу с 1988 года. Сказать, что в восьмидесятых на ее выступлениях творилось безумие — не сказать ничего. Мы были пьяны той атмосферой — атмосферой перемен, свободы, и «Алиса» для нас была одним из символов. Хотя тогда вообще вся рок-музыка, выбравшаяся из подвалов, для нас была символом, и мы всех принимали на «ура», — рассказал поклонник из восьмидесятых.
— Моя молодость пришлась на девяностые и я очень рад, что застал «Алису» в то время. Они тогда были на пике формы, православной тематики песен еще не было (что-то такое стало появляться только в самом конце — в 98-99-х годах). Хотя, положа руку на сердце, скажу, что с позиции сегодняшних моих лет я бы пойти на концерт середины девяностых не рискнул, ибо абсолютно реально можно было оказаться избитым своими же алисаманами. Очень дикое было время, — поведал фанат из девяностых.
— Мы ходим на концерты с 2005 года — как раз, когда вышел альбом «Изгой». Нам очень нравится то, о чем сейчас поет «Алиса» — про родину, про нашу землю. И старые песни нам тоже очень нравятся, — поделились впечатлениями современные поклонницы.
СКК собрал три поколения поклонников. Для одних этот концерт — повод вспомнить молодость и вскинуть «козу» под любимые боевики. Для других — всего лишь очередной концерт любимейшей на свете группы.
Томительное ожидание моментально растворяется в радости, как только замечаешь, что в зале начинает гаснуть свет. СКК взрывается овациями — началось! На огромном экране начинается Intro — ролик, в котором в хронологическом порядке демонстрируются все альбомы «Алисы», начиная с крайнего. Каждый встречается оглушительным ревом огромного комплекса. На показе альбома «Энергия» в качестве музыкального сопровождения звучит длительное «театральное» вступление к «Экспериментатору» — явный намек на то, с какой песни начнет концерт «Алиса». Хотя особого секрета и не было — трек-лист юбилейного тура был известен еще с сентября, когда был сыгран первый концерт. Музыканты по очереди появляются на сцене, и в нужный момент Ослик запускает электронный проигрыш одной из самых ярких и культовых песен группы. Публика, не дожидаясь куплетов, начинает скандировать «Экс! Экс! Экс! Экс!». На экранах показывают Константина Кинчева, который находился за кулисами. Фишка с оператором на сцене получилась очень эффектной: когда Костя вышел перед многотысячной «уважаемой публикой» (как он ее называет), его показывали со спины — таким образом, мы могли увидеть, как он видит нас.
Экспериментатор движений вверх-вниз
Идет по улице своих построек...
На танцполе было неуютно еще до концерта, а когда действо началось, то началось просто нечто неовообразимое. Это была персональная форма ада для любителя ходить на концерты (все-таки правильно делают в Москве, разделяя танцпартер по секторам). Хотя попытаться описать происходящее все-таки можно: представьте, что на вас надели смирительную рубашку, туго связали, а затем бросили в баню, которая крутится как центрифуга. Кинчев как Наполеон управлял потоками энергии своей многотысячной армии, которая бурлила, как шторм в море. Устоять на месте было весьма трудной задачей. Многих из тех, кто был в первых рядах, разнесло кого куда уже через две-три песни. Некоторые зрители не выдерживали таких перегрузок и их в полуобморочном состоянии вытаскивали из толпы. Кто-то все время пытался прорваться вперед. Кто-то даже в такой давке пытался слэмовать. И фаеры кругом! Это был настоящий день огня! Практически каждая песня озарялась разноцветным сиянием, которое было таким сильным, что его было видно, не оглядываясь.
Народ был счастлив, народ был в отрыве. Безусловно, так жарко может быть только в родном Петербурге. Хотя, например, было забавно наблюдать, как девушки, которым, по внешнему виду, едва исполнилось восемнадцать, поднимая руку вверх с серьезным лицом пели про «Верную молитву да строгий пост».
Что-то я все о поклонниках, да о том, как было на танцполе. «А как же само выступление?» — спросите вы? Для ответа на этот вопрос, сначала я приведу цитату из пресс-релиза группы, посвященному юбилейному туру:
«Это не подведение итогов и не старт нового этапа. Тридцать лет — это просто констатация факта. А вот оценивать этот факт уже право каждого».
У каждой группы от юбилея ждешь что-то свое. От «Крематория», например, вообще ничего не ждешь — они всегда играют свои лучшие песни. С точки зрения исполняемых на концертах композиций, Константин Евгеньевич Кинчев занимает одну из самых радикальных позиций — петь только новое, плюс одна-две вещи из классики. Поэтому от юбилейного концерта «Алисы» ожидаешь большой ретроспективы — как, например, это было пять лет назад. Тем более, что сам Кинчев еще в конце прошлого года, говоря о ноябрьских юбилейных концертах в Питере и Москве, сказал: «старые песни петь будем». Де-юре вроде бы так и было — старые песни действительно присутствовали. А де-факто? Песни, старше десяти лет, составляли только половину трек-листа! Но, может быть, этот трек-лист состоял из 40 песен? Нет — всего двадцать одна! Концерт шел меньше двух часов — это очень мало для такого выступления. Например, Михаил Борзыкин («Телевизор») выдает ураганные трехчасовые выступления, во время которых получается исполнить почти 50 композиций! И это не громкая афиша типа «XXX лет», а вполне обычный сет.
21 песня на одном из двух главных выступлений юбилейного тура! Никаких сюрпризов, никаких приглашенных музыкантов. Данный факт (будничный непродолжительный концерт вместо ожидаемого действа с большим количеством раритетов) испортил все впечатление. Впрочем, людям вокруг нравилось, они отрывались, но у меня (когда я понял, что никакого юбилея не будет) не было никакого желания. «Экспериментатор» и «Солнце за нас» — вот и все, что вызвало по-настоящему бурные эмоции. Однако, самое страшное здесь даже не проходной концерт, а то, что все происходящее больше не грело так, как раньше.
«Не ожидая оценок, „Алиса“ движется своей дорогой». Видимо, наши пути расходятся.
1. Экспериментатор
2. Солнце за нас
3. Вот так
4. Повелитель блох
5. Изгой
6. Небо славян
7. Ангел
8. Качели
9. Белая невеста
10. Работа
11. Апрель
12. Мама
13. Красное на чёрном
14. Шабаш-2
15. Картонный дом
16. Веретено
17. Кибитка
18. Левша
19. Северная быль
20. Мы вместе
21. Фавор
Александр "Komandarm"Горелкин
Фотографии — alisa.net