Главная / Почитать / Рецензии / 

Алиса — «Эксцесс»

А поспорить можно в комментариях.
25 сентября 2016
Один из лучших альбомов группы за последние 15 лет.

В 2016 году уже вышло довольно много альбомов от групп нашего любимого русского рока, но, по существу, о них сказать-то и нечего. Все настолько стандартно, ожидаемо, а иногда даже безлико, что и пяти строчек из себя выжать лень. Но есть у нас ряд групп, которые никого не оставят равнодушным, какой бы альбом они не записали. Будет это грандиозный успех, или эпичный провал — эту работу будут слушать и обсуждать. Группа «Алиса» однозначно принадлежит к такому кругу коллективов.

Предыдущий альбом «Цирк», вышедший в 2014 году, был очень веселым. Ну как без улыбки не воспринимать следующие строки:

Тех, кто, сука, гонит,
Ловят на ля-ля.
Слишком много вони
В тусе у руля.

Главным быть неплохо
Только до поры.
Разведут, как лоха,
И качнут с игры.

Или

А тех, кто достал,
Облизал цемент.
На дне кормит рыб
Без вести пропавший контингент —
Сечешь момент?

И самое эпичное:

Прыг-скок, прыг-скок с пятки на носок.
Тех, кто шибко залупался, вывезли в лесок.

Непосвященному человеку может показаться, что это тексты «Ленинграда» или «Бутырки», но нет — это «Алиса». Впрочем, больше не будем углубляться в работу двухлетней давности — о ней я исчерпывающе написал тогда, когда она вышла.

Как известно, на выпуск нового альбома «Эксцесс» «Алиса» собирала деньги через краудфандинговый проект на сайте Planeta.ru. Итогом сборов стала рекордная — и весьма красивая — сумма в 11333777 рублей (при первоначальной цели в 4 миллиона). Однако то, что альбом соберет кассу, стало понятно, едва вышел предыдущий альбом «Цирк». Дело в том, что 19 сентября 2014 года, на концерте-презентации «Цирка» в Великом Новгороде, «Алиса» исполнила совершенно новую тогда песню, которая осчастливила всех любителей подпевать. Стоило Константину Евгеньевичу всего один раз спеть припев, как после следующего куплета публика уже радостно повторяла заученное:

Эй, бойцы!
Вас опять нае#али!
Эй, бойцы!
Век не помнит минут.
Все, как всегда,
И лучше будет едва ли.
А если что,
То вас опять нае#ут.

Фактически, «Нае#али» сделала альбом успешным еще 2 года назад. Косте можно было больше не прилагать вообще никаких усилий при написании текстов и музыки — одна эта песня могла вытащить самую безнадёжную пластинку. Однако, «Эксцесс» превзошел все ожидания.

Выпущенный в начале сентября эксклюзивно для акционеров «Планеты.ру» цифровой сингл, включавший в себя две песни — «Дайте каплю огня» и «Рок-н-ролл жесток» — сделал ожидание сплошным мучением. Особенно удался первый трек. Казалось, он словно не из этой эпохи — настолько круто все это звучало! Одним из критериев хорошей композиции является то, как быстро ты можешь запомнить ее мотив. В случае с «Дайте каплю огня» понадобилось буквально первое четверостишие — и ты уже весь в песне, ты готов подскочить и трясти «козой» в такт тягучему мотиву першащих гитар:

Заткните уши, я встал
В привычной позе броска,
Швырять слова в черный зал -
Моя любовь и тоска.

Благодаря добрым людям, любезно выложившим ссылки на альбом для предпрослушивания (они предназачались для акционеров «Планеты.ру»), голод ожидания был утолен почти за неделю до официального релиза. Включаю, слушаю... Первая песня, вторая, третья... Вывод: такая муза не посещала Константина очень давно. Заглавный «Эксцесс» уже одним своим вступлением заставил пустить ностальгическую слезу по «Экспериментатору» — то же вступление с разнообразными кусками фраз, и даже «Экс-экс-экс» было. За обилие электронщины в музыке можно показать только два больших пальца вверх. «Алиса» ведь с этого начинала, весь этот ню-метал пришел гораздо позже. Наконец-то мы вновь слышим практически гармонию в музыке группы. И электроника такая, словно из восьмидесятых (особенно в «Шлаке»). Если бы снимался очередной фильм «Трон», то примерно такая музыка там и должна была звучать.

Еще одним суперхитом стал «Колобок» — наверное, лучшая песня альбома. Очередной восторг мелодичностью и вопрос «Как он это пишет?». Правда, знающие люди говорят, что песня подозрительно похожа на композицию «Rainbow» группы «Emigrate». Действительно, некоторая схожесть есть... Ну и что? Может быть и похожа, но у «Emigrate» эта песня не звучала вообще никак, а Костя из нее, как говорится, конфетку сделал. Да и как без заимствований на альбоме «Алисы»? Это, своего рода, уже традиция — как, например, камео Стена Ли в фильмах по комиксам «Marvel».

К сожалению, «Алиса» уже очень давно не снимала клипов. А ведь «Дети последних дней» так и напрашиваются на экранизацию. Интересная спокойная композиция, с двойным повторением строчек припева и использованием драм-машины (зная современную «Алису», такое вообще казалось невозможным).

Остальные композиции альбома тоже хороши, откровенно проходных вещей нет. Есть песни полностью самостоятельные и которые займут почетное место в любом «зе бесте» группы («Эксцесс», «Колобок», «Дайте каплю огня», «Нае#али», «Дети последних дней», «Трибунал любви»), и есть треки, которые, может быть, на звание лучших из лучших не претендуют, но в канве альбома звучат гармонично и выполняют роль раствора для скрепления концепции. Отдельно выделю «Шлак» и «Рок-н-ролл жесток» — в мой личный список самых-самых песен «Эксцесса» они не попали, но они определенно заслуживают внимания, и я знаю людей, которые отнесли их к лучшим песнях альбома.

При прослушивании «Эксцесса» у меня промелькнула черная мысль: если бы Константин не пережил инфаркт, случившийся с ним в конце апреля, этот альбом определенно получил бы культовый статус (как «Восставший из ада» Сектора Газа). «Эксцесс» — это безусловный успех и один из лучших альбомов «Алисы» со времен «Танцевать».

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии