Главная / Почитать / Рецензии / 

Инструкция по выживанию — «Армагеддон позади!»

А поспорить можно в комментариях.
15 февраля 2015
Перманентный олдскул.

В сегодняшнюю эпоху общего декаданса все чаще авторы смотрят назад, черпая идеи из прошлого. Римейки, перезагрузки, переосмысления... А новых идей очень мало.

И как мало тех, кто умудряется быть актуальным на старой волне. Чтоб как в песне — «каким ты был, таким и остался». Порой музыканты остаются верны своему духу, но новые веяния, так или иначе, все равно пронизывают их творчество, а попытки «возвращения к истокам» зачастую воспринимаются неоднозначно.

Новый альбом «Инструкции по выживанию» «Армагеддон позади» получился как раз таким уникальным явлением — новым, никуда не уходящим от старого.

Для начала — небольшой экскурс в историю (разбирающиеся в сибирском андеграунде следующие четыре абзаца могут пропустить). Итак, практически все, кто считает себя любителем музыки, знает такую группу, как «Гражданская оборона». «Границы ключ переломлен пополам», «Ходит дурачок по лесу»... Огромное количество культовых песен! Однако, «Гражданская оборона» — это не единственный представитель так называемой «сибирской волны». В свое время существовало (и до сих пор существуют) множество групп, стоящих с «ГрОбом» на одном уровне. «Инструкция по выживанию» — одна из таких. Не зря основатель и лидер «Г.О.» Егор Летов выпустил целый альбом песен ИПВ (он так и называется «Инструкция по выживанию»), высоко ценя творчество Романа Неумоева. Несколько лет назад у меня была идея организовать концерт «Инструкции по выживанию» в Томске. На афише, в качестве рекламного слогана, хотелось разместить фразу «Его песни пел сам Егор Летов» — мол, такая авторитетная музыкальная величина посчитала за честь петь чужие песни. С концертом в итоге, увы, не срослось.

В какой-то момент пути «Гражданской обороны» и всех остальных андеграундных групп разошлись: первая оставалась на слуху и волне популярности, несмотря ни на какие попытки Летова от этой популярности уйти (история с проектом «Егор и Опизденевшие»). Остальные коллективы как-то незаметно, тихо ушли в тень, при этом продолжая существовать и даже давать концерты и выпускать альбомы. Только ходит на эти выступления и слушает новые творения совсем уж узкий круг людей.

Следующая мысль может показаться кому-то кощунственной, но она вполне имеет под собой основание: смерть Егора Летова в феврале 2008 года дала, своего рода, катализатор к развитию сибирского рока. В желании закрыть огромную брешь в музыкальном и духовном плане, многие любители «ГрОба» взглянули в сторону других групп — благо, хорошие, годные материалы для знакомства с культурой андеграундных групп имеются. DVD с записями «Сибирское вторжение-2004», «Концерт памяти Егора Летова» — замечательные для этого образцы.

«Инструкция по выживанию» была величиной, совершенно равнозначной «Гражданской обороне», но ход истории распорядился так, что известность группы очень сильно снизилась. Качество музыкального материала при этом оставалось на неизменно высоком уровне.

Со времени совместного с барабанщиком Александром Андрюшкиным альбома «Звезды не умирают» Роман Неумоев долго молчал в музыкальном плане и многие это начали воспринимать как окончание творческого пути группы. Согласитесь, если группа долго-долго не выпускает ничего нового, но при этом не перестает концертировать, то это воспринимается как какое-то старперство (камень в огород «Чиж и Со»). Однако, уже в начале десятых годов на концертах «Инструкции по выживанию» начали появляться новые песни — причем не очередная акустика, а полноценные, электрические. Осенью 2013 года, при активной краудфандинговой поддержке поклонников, началась работа над записью альбома «Армагеддон позади!» и уже весной 2014 года появилась возможность оценить демо-версию. В январе 2015-го «Кушнир продакшн» осуществил релиз конечной версии.

В процессе записи нам обещали следующее:

«Альбом „АРМАГЕДДОН ПОЗАДИ!“ записывается не только в современном электрическом саунде, но он так же выдержан в лучших творческих традициях ИПВ, высококачественная поэзия здесь помножена на продуманные аранжировки, и сочетается с настоящим рокнрольным драйвом!».

А еще звучание альбома трактуется как «русский треш». Насколько же это «треш»?

Сразу же хочется сказать — конечно, никакой это не «треш». Смотря, конечно, какой смысл вкладывали в это слово те, кто так свой стиль называл. Если говорить о «треше», как о метал-направлении, то здесь трешем и близко не пахнет. Ну а ежели под «трешем» подразумевался «мусор» (перевод trash с английского), то звук на альбоме, конечно, «грязный», но не настолько плохой, чтобы так себя уничижительно называть. Здесь вспоминается традиционная фраза девушек о том, что они толстые — типичное кокетство и желание получить в ответ «ну, ничего ты не толстая, а нормальная вполне».

Звучание «Армагеддона позади» не то, что нормальное — оно выше всех ожиданий. После альбома «Rex» 2002 года все, что выходило у «Инструкции по выживанию» звучало либо ужасно картонно и жидко, либо было акустическими опусами типа «Звезды не умирают». О таком забористом звуке, думаю, никто из поклонников и не мечтал. Саунд очень похож на «Смертное». Он тяжел и одновременно энергичен — как Майк Тайсон в свои лучшие годы. Есть как мясистый забой, так и панковский хардкор.

Приятным удивлением стало то, что песни построены не по примитивному принципу «проигрыш-куплет-припев-проигрыш-куплет-припев-соло-куплет-припев-припев-проигрыш-конец». Композиции получились с развитием, нетривиальные. Смена ритма, вставка нестандартного отрезка в рамках отдельно взятой песни — очень интересный ход, так делают далеко не все. Например, в открывающей альбом «Действительности» неординарно, нешаблонно звучит отрезок «А у любви есть ключ от всех дверей, от всей Вселенной...». Вроде бы припев, но звучит оригинально.

Некоторые моменты в альбоме напомнили фрагменты старых песен. Например, в «Саладдине», когда Ромыч пропевает «о-о-о-о-о», перегруз идет так же, как в «Знает, иволга» с «Религии сердца». В этой «грязи» определенно есть свой шарм.

Как и в «Смертном», на «Армагеддоне позади» снова применяется двухголосие. Кому-то это покажется ужасным, но для многих это стало характерной «фишкой» ИПВ.

Что касается текстов, то Роман Неумоев все так же сочетает в стихах философскую мудрость с острым словцом.

Не обошлось без традиционной религиозной тематики:

И врата небесные открыты.
И сквозь рев стотысячных громад
Слышен мне спокойный, ровный шепот:
Смерти нет, никто не виноват.

(«Четверо всадников»)

Спев в 2002 году на альбоме «Rex» про президента России В.В.Путина, на «Армагеддоне позади» Роман Неумоев продолжает эту тему в песне-сиквеле:

Все, что происходит — это полный бред
Жизнь на исходе — а надежды нет
Деньги, как и прежде, видим лишь во сне
Хорошо без денег только кошкам по весне.

Дяденька Путин — остановите понты
Я вашу пьесу с интересом проглядел
Дяденька Путин — да, вы с русским народом на «ты»
Только этот народ еше устроит вам беспредел

(«Дядя Путин»)

Досталось на альбоме и американскому президенту Бараку Обаме:

Что толку от бледной и матовой кожи
Быть надо стремиться на негра похожим
Оставь европеец крутые понты
Хозяин теперь черный негр, а не ты
Быть негром!

(«Быть негром»)

Кроме «Дяди Путина», политические игры получают свое развитие в боевике «Продали Россию»:

Продали Россию — продавал и я
Тоже еще та гадюка и свинья
Продали Россию — продавал и ты
Суки-олигархи, чурки и менты.
...
Продавал Горбатый, продавал Борис
Много распродали — все огнем гори
Продали Россию не задорого совсем —
За порцию омаров, которых я не ем

«Армагеддон позади!» — это работа «старой школы», в самых лучших традициях «Инструкции по выживанию», которую история обязательно поставит в один ряд с альбомами «Конфронтация в Москве», «Смертное», «Религия сердца» и «Rex». Спасибо Ромычу за талант, Антону Артамонову за музыку и Владимиру Чепурнову за конечный результат. Вот такой вот непрерывный суицид олдскул.

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии