Главная / Почитать / Рецензии / 

На «ленинградском» фронте без перемен

А поспорить можно в комментариях.
15 декабря 2014
«Фарш» как зеркало возрожденного «Ленинграда».

С Сергеем Шнуровым у меня связана одна интересная история. В 2010 году мне посчастливилось побывать на знаменитом «пьяном» концерте «Рубля» в городе Томске. Серёгу тогда на сцену выводили под руки. Никто ничего не понял до тех пор, пока музыканты не заиграли первую песню и стоящий колом лидер «Рубля» (да, это было еще до возрождения «Ленинграда») не мог произнести ни строчки. Лишь иногда из мычания вырывались отдельные слова вроде «еб..ся, бл.дь, хочет», по которым можно было догадаться, какая песня сейчас играет. Так продолжалось примерно три песни. Во время одной из них Шнур подошел к краю сцены (как раз напротив меня), посмотрел в мою сторону и прокричал «Мужик, помоги мне!». Не зная, чем именно ему помочь, я просто протянул ему руку — мол, все окей, Серега! Потом было знаменитое «Дайте водки в Сибири, бл.дь!», караоке «Мне бы в небо», совместное распевание песни «Ай-яй-яй-яй, я —распиздяй» (сидя, под гитару, с поклонниками), «Я хороший, потому, что у меня х.й большой» и «Поедемте еб.ться». И ведь Шнур действительно (к ужасу администраторов концертного зала и организаторов концерта) отправился с какой-то девушкой из зала на выход и поехал бы исполнять свое жизненное кредо («Ебубаб»), если бы его не увела обратно милиция.

Если вы не видели эти уникальные кадры — то не упустите шанс.

После «концерта» мы с другом решили подождать Шнурова у служебного входа. Ждали долго — около часа. За это время успели пообщаться с другими музыкантами. Наконец-то вышел наш герой. Состояние Шнура тогда вызывало беспокойство — как же в других городах тура играть будет (однако, зря волновались — через два дня выдаст ураганный концерт в Красноярске). Взяли автографы. Я никогда не видел, как Серёга расписывался, но тогда, в диком алкогольном угаре, его роспись представляла из себя букву Ш, от которой шла длинная кардиограмма — во всю длину, пока разворот книги не закончился. На прощание хотелось что-нибудь пожелать Шнуру. Я сказал что-то вроде «Серёга, всё путем — повеселились, приезжай еще, „Сладкий сон“ у тебя вообще отличный вышел». Он так улыбнулся грустно и протянул мне руку. Я протянул в ответ — думал, для рукопожатия. А он взял и поцеловал ее.

После этого случая я понял, что Сергея Шнурова, основателя и лидера группировки «Ленинград», весьма тяжело оценивать — человек познал свободу и делает то, что хочет.

После возрождения «Ленинграда» творчество легендарной группировки стало восприниматься неоднозначно. С одной стороны, из-под пера Шнура до сих пор продолжают выходить ядерные хиты — например, уже упомянутый «Сладкий сон». В то же время, стало гораздо больше откровенно проходных вещей. В целом, удачной работой «Ленинграда» версии 2.0 можно назвать «Вечный огонь». Что до остальных альбомов — «Хна», «Рыба» — то они вышли гораздо менее ровными. Тенденция последних четырех лет вполне применима к оценке и новейшей работы под названием «Фарш».

Сначала хочется похвалить обложку свежего диска. При внешнем минимализме, по своему стилю она напоминает обложки альбомов «Гражданской обороны», что есть гуд.

На полной скорости в наши уши врезается «Машина» — первая песня. Мат идет уже на третьем слове — это хорошо, чувствуется дух старой школы. В целом, получилась неплохая задорная цыганщина с текстом по принципу «похуй-на хуй»:

Ехали мы на хуй
На хуй на машине
А в машине ахуй
И хуи большие

Хотя для открытия альбомов и концертов у Шнура бывали песни и по круче. Вспомните начало альбома «Аврора»: там вам и инструментал заводной и песня была — лучше не придумаешь. До сих пор звучит в ушах «Я слышал — кто-то был не рад, что к вам приедет группа „Ленинград“...».

Зато второй номер («Шалавы») уже к тридцатой секунде напоминает, за что мы когда-то полюбили «Ленинград». В этом суперхите присутствует всё — и забойный мотив, и припев, который сходу хочется подпевать. «Я люблю шалав! Шалавы — my love!». Отдельное спасибо за «бизнес-суку» и «бизнес-стерву». Однозначно в основной трек-лист концертов.

Третья песня — и уже посматриваешь в плеер, сколько там осталось до ее конца. «Патриотка» — это как раз пример типичного позднего «Ленинград», с зачастую заурядными текстами и музыкой. Понятно, что злободневно («Я люблю, когда парады / Пушки эти — все дела / И огни Олимпиады / Я бы Путину дала»), но в целом мимо.

Четвертый трек — и снова бомба. «По-моему, эта баба не моего масштаба» — шикарно! Текст можно воспринимать как отдельное стихотворение. Не так уж много вспомнится у Шнура песен-историй. А строчку «В будущее верю слабо — лучше подрочу» можно смело назвать девизом наступающего 2015 года.

Собственно, на этом пошаговый разбор хочется закончить. Почему? Потому что дальше все идет не так ярко. Негде сказать «ВО!» с первых аккордов. Из оставшихся одиннадцати песен однозначно винрарной композицией является только «Дорожная», запомнившаяся еще по клипу, где потрясающий своим артистизмом солист изливал нам душу и посылал «Ехай на хуй!». Подобные перфомансы, кстати — это свежая струя в творчестве «Ленинграда». Надеюсь, она не улетучится и будет только усиливаться.

Остальное запомнилось только отдельными моментами. В «Николе» понравилось необычное «святое» вступление. В «Ебубаб» Шнур озвучил свое жизненное кредо. Представляете, если бы Остап Бендер спросил у Серёги: «Ваше жизненное кредо?», то как шикарно бы звучал ответ: «Ебубаб».

В «Фиаско» есть забавный припев («Все по пенису и до фаллоса»). То же касается и песни «Шлюха», только в ней приятно удивляет, КАК они поют припев! Словно смотришь фильм «Братья Блюз». Оставшиеся песни можно наделить оценкой «проходняк». Или так: это не те песни, по которым будут вспомнинать «Ленинград».

В итоге мы имеем вроде бы неплохой грев пацанам (многим наверняка понравился весь альбом целиком), но хочется большего огня. Шнур может еще забористее. Возможно, «Пляж наш» окажется интереснее, хотя беглый взгляд на его трек-лист дает понять, что многие песни там пересекаются с «Фаршем».

Продолжение следует...

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии