Главная / Почитать / Рецензии / 

«Панк» для хороших мальчиков и девочек (Наив — «Populism»)

А поспорить можно в комментариях.
16 ноября 2015
Обзор первого за 9 лет номерного альбома легендарных панков.

Девять лет творческой тишины — много это или мало? Некоторые наверняка скажут: «это смертельно». А кто-то руководствуется мыслью, что талант не пропьешь.

Истина же, как гласит слоган одного известного сериала (тоже, кстати, очень скоро восстающего из небытия), где-то рядом. И в случае с новым альбомом группы «Наив» это действительно так — правда содержится в обоих утверждениях.

На различных форумах в комментариях я прочитал много отрицательных мнений по поводу «Популизма». Основная мысль всех негативных отзывов классическая — «уже не тот». Это подогрело интерес к альбому еще сильнее. Давайте разбираться, что в нем, да как.

По продолжительности классическая «сорокапяточка» получилась у культовой панк-группы из Москвы, которая то «я устал, я ухожу», то «мы снова в силе». 44:55 — идеальный формат, чтобы прослушать работу на одном дыхании. 13 треков — солидная цифра. Правда, два из них — это различные вступления и увертюры, поэтому по факту песен получилось 11. При этом одна песня — это бонус-трек, то есть де юре в концепцию альбома она не входит. Однако, де факто,трек «Утро» имеет для этого альбома весьма важное значение — но об этом потом.

Обложка альбома получилась интересной, характерной, излучающей вызов, напоминающей о сущности группы. Оформление работы — это очень важно. Например, Егор Летов всегда уделял обложкам своих альбомов большое значение, считая их едва ли не половиной содержания пластинки.

Вступительная «Антиутопия» получилась тревожной, пафосной, настраивающей на волну «я — враг системы, а вы все козлы». Следующая за ней первая песня «Другие» отлично поддерживает созданное боевое настроение. Это не панк-рок, который по старой памяти можно было бы ожидать от «Наива», но хороший, забойный тяжелый рок-н-ролл. Наверное, так бы мог звучать облегченный «Motorhead». Данная композиция — отличный вариант для открытия концертов. В зачет группы идет однозначно.

«20 лет одиночества» пришла на альбом еще из «доотпуксной» эпохи. Песня не подверглась никакой перезаписи, что несколько удивило. Наверное, ее имело смысл оставить там, во временах «я устал, я ухожу» (песня, собственно, на эту тему и есть). Вообще, подобные мысли от 40-летних мужиков звучат несколько странно — особенно глядя на то, как, например, перевалившие за 70 лет «роллинги» до сих пор активно гастролируют и планируют записать новый альбом. Видимо, пока скрюченные артритом пальцы Кита Ричардса еще могут держать гитару, а Мик Джаггер — говорит и ходить, они «не смогут удовлетвориться». Берите пример, товарищи.

Песня «Вверх!» удивляет своей музыкальной составляющей. Получилось что-то из танцевальных 80-х, что лично для меня — большой плюс. Интересно, необычно, смело и — главное — неожиданно.

Следующая за ней «И снова осень» своим барабанным вступлением напоминает «Song 2» группы «Blur». Я уже ожидал услышать взрывное «вуууу-хууууууу!!!» аля Деймон Албарн. Однако, Чача решил нам проведать про «в 20 лет не тусил, в 30 лет нет ума» — типичное российское раздолбайство и мечту о том, что «наступит еще долгожданный момент и за мной на коне прилетит президент». Удивительно русская песня получилась по своей форме, с легким панковским оттенком.

Если слушать альбом в плеере и не видеть названия композиций, то от услышанных далее гитарных переборов может возникнуть когнитивный диссонанс «что это вообще такое играет?». Но, как только тяжеляк начинает бить в уши, выдыхаешь и успокаиваешься. Это «Тройка» — тоже удивительно русская песня:

Эх-ма, путь дорожка дальняя
Эх-ма, горе от ума
Эх-ма, трасса федеральная
Эх-ма, вечная тоска

На строчках про «трассу федеральную» так и хочется грохнуть стакан и занюхать рукавом от телогрейки. Кто жил в криминальных районах — должен прочувствовать.

Вступительная речь Петра Порошенко к следующей песне не оставляет маневров для размышлений. Любому понятно, что «Война» навеяна трагичными событиями на Украине:

Амбиций игра раскаляет до бела,
Освещая кровью залитый манеж

Серьезная, тяжелая (в прямом и переносном смысле) получилась песня.

Разбавить смурь «Войны» призвано «Ранетое сердце» — кавер на песню «Ляписа Трубецкого». Забавно — хоть это не песня «Наива», но она идеально вписывается в общее русское настроение альбома. Здесь «Populism» явно контрастирует с сольником Чачи «Punk Rock Is Not A Crime» 2012 года, который был насквозь западным.

Послушав следующую по списку композицию («С тобой»), из уважения к группе хочется навсегда забыть, что «Наив» включал что-то подобное в свои работы. Про эту песню хочется сказать цитатой верзилы из «Операции Ы»: «Срамота». Впрочем, на «Радио Шансон» она, может быть, вполне бы и вписалась (если отдать туда в ротацию).

«На пределе» должна хорошо идти для концертов. Не сказать, что песня чем-то особенно запоминающаяся, но в концертном антураже в ближайшее время под нее было бы хорошо попрыгать ближе к концу выступления перед главными хитами. Но «Наив» почему-то играет ее одной из первых.

Закрывающую альбом песню «Прощай» (тоже пришедшую из «доотпускной» эпохи) очень тяжело оценивать. Это очень смелый эксперимент, но он настолько контрастирует с представлением о том, что такое группа «Наив», что сказать, плохая эта песня или хорошая, я не возьмусь. Просто создается ощущение, будто в альбом вставили песню группы «Браво».

На этом, по идее, альбом заканчивается, но в качестве бонус-трека в него вставили старинную песню «Утро», записанную в очень спокойной акустической аранжировке. И вот что удивительно: даже в таком «сонном» состоянии песня по своему драйву уделывает любую вещь из нового цикла. Я думал, что мне одному это показалось, но для эксперимента я попросил послушать альбом своего друга, который практически ни одной песни «Наива» не знает (кроме совсем уж известных). И он тоже назвал эту песню самой драйвовой. Конечно, здесь немалую роль играет текст:

Опохмел всегда со мной,
Всегда со мною рядом.
Я по улице иду
С тупым, тревожным взглядом.
Самым злобным в мире взглядом..

Потому что я вчера
Изрядно накидался.
Потому что я вчера!..
Всю неделю я со страшной силой убивался.
Всю неделю и вчера!..

Все-таки с каким надрывом звучит строчка про «Опохмел всегда со мной»! Подобного асоциального настроения ни в одной песне с «Популизма» нет даже близко.

«Populism» — это очень хороший альбом для тех, кто готов принять необратимые изменения «Наива». Пластинка действительно получилась весьма крепкой с точки зрения РОК-альбома (не панк, а именно рок). А еще он просто идеален для правильных мальчиков и девочек, которым вдруг захотелось стать панками. На концертах группы все еще жарковато (за счет старых хитов), но это уже далеко не те угары 2000-х, и уж тем более 90-х. Поэтому приобщиться хотя бы к отдаленному, lite-панк-рубилову через «Populism» нынешнему поколению молодежи можно вполне себе — и без ущерба для здоровья.

Всем остальным, кто тоскует по былым временам, остается посоветовать или ходить на редкие концерты «Radio ЧаЧа» с надеждой, что он запишет третий альбом. Ну а если и сольник Чачи не удовлетворяет, то прямо сейчас, после прочтения, найти на YouTube клип «Утро» и мысленно произнести «R.I.P».

P.S. В 2012 году в рецензии на второй сольник Чачи я написал следующее: «Слушая новую работу Чачи, хочется надеяться только на одно — чтобы реюнион «Наива“ случился как можно позже». Слушая же «Populism» я рад, что этот самый реюнион все-таки случился. Мир знает немало примеров того, как стиль группы мутировал из одного в другой. Вспомните, например, с чего начинала «Metallica» и как она менялась. То же произошло и с «Наивом», причем еще до «творческого отпуска». Панк-рок — это такой стиль, в рамках которого меняться практически не возможно. «Наив» вышел за его рамки, и теперь имеет гораздо больший размах для творчества. В конце концов, вы считаете, что «Утро» можно переплюнуть?

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии