В связи с выходом альбома «Резонанс, часть 2» программист «Гигстера» вспомнил уроки сольфеджио и рассказал несколько небольших, но правдивых историй про Александра Васильева.
Мы бессовестно схалтурили и ничего не написали про первую часть «Резонанса». Исправляемся: на вторую часть будет две рецензии. Первую сделала Юлия Федорова — это полноценный текст, с прологом и эпилогом, все как надо. Здесь же я на скорую руку накидаю кое-какие зарисовки, ок?
После каждого нового альбома Любителям Группы «Сплин» кажется, что «Сплин» — «ваще покойники».
(Для тех, кто в танке: «Выход» — такая олдовая группа Сергея «Сили» Селюнина).
Осенью исполняетя 17 лет культовой пластинке «Икра» группы «Мумий Тролль» и 11 лет культовому интерфейсу обмена данными Serial ATA. Александр Васильев отдал дань уважения первопроходцам русского брит-попа и американским инженерам, открыв альбом песней с припевом:
Икра, SATA!
Однажды Чиграков рассказал Васильеву анекдот про блюземена, который попал в ад. Там джем-сейшн, играют лучшие музыканты всех времен: Би Би Кинг, сам Чиграков, Хендрикс, ну и прочие. Качают квадрат на тонике «ми». На шестом такте удивленный новичок спрашивает: «Парни, а когда „ля“ будет?» — а ему отвечают: «Это ад, „ля“ не будет».
Когда (спустя пять лет) Васильев понял этот анекдот, он тут же написал «Песню на одном аккорде».
Рок-музыка устроена так: «ту — па — ту ту — па». «Ту» — это бочка, а «па» — рабочий барабан. Это называется «размер 4/4». Под него удобно играть на гитаре и петь. В школе мы пели «Границы ключ» плохим девочкам и собутыльникам и «Мое сердце» — хорошим девочкам (а также родителям и учителям). Чуть позже вы поймете, почему это важно.
В 2004 году, исполняя на концерте порядком надоевшее «Катись, колесо», на словах «выдумал мало созвучий, выдумал мало аккордов» Васильев вдруг задумался: но ведь РАЗМЕРОВ, теоретически, бесконечное число! И, допевая «Колесо» на автопилоте, тут же сочинил «Семь восьмых», вошедшие в следующий альбом. Это был первый тревожный звоночек.
Спустя 10 лет можно с уверенностью констатировать, что «Сплин» — ярчайший представитель отечественного мат-рока (нет, это не жанр, в котором сочиняет Шнуров, это от слова «математика»). Кто учился в музыкалке? Давайте посчитаем.
Песня про икру: переменный размер 3/4 — 4/4 в куплете, 4/4 в припеве.
Оркестр: 4/4 в куплете, но последний такт фразы неполный (2/4), в припеве — переменный 4/4 — 2/4, но два последних такта фразы — по 4/4.
Песня на одном аккорде: 4/4 — ура! Будет хитом.
2+1: переменный 5/4 — 6/4, или 11/8, не знаю как правильно, нас на сольфеджио такому не учили =(
Полная луна: 4/4, и даже есть «тух па ту ту па» (или «классический „ритм сердца“ в рок-группе», как сказал Васильев на прессухе).
Танцуй: 4/4, уже хит!
Симфония: 4/4.
Нефть: первая половина — 3/4 (вальс, ага), вторая — [посчитайте-число-ударов-бочки]/4, в смысле один большой такт.
Пожар: (нет, я это не сосчитаю, есть кто с ВМК?).
Шахматы: семерка 3/4 — 4/4, между куплетами по три такта на 5/4.
В темноте: 4/4.
Итого, 5 «нормальных» песен из 11. Страшная правда: «Сплин» — мат-рок!
На сложные размеры тяжело сочинять нормальные мелодии. Единственную нормальную мелодию на 5/4 застолбил Пол Дезмонд из квартета Брабека около полувека назад. С тех пор у всех, кто берется за 5/4, получается или какая-то лажа, или Take Five.
Песни со сложными размерами не удобно петь под гитару. Получается парадоксальная ситуация: всем кажется, что «Сплин» стал монотоннее и как бы проще (потому что хуже запоминается и меньше слов), хотя, если разобраться, песни скорее усложняются.
«Резонанс» мне нравится гораздо больше, чем предыдущий «Обман зрения». Потому что на новом альбоме Васильев обращается к творчеству Пушкина, а на предыдущем — к творчеству «Натали»:
Блюз имеет строгую форму — 12 тактов с заданной последовательностью аккордов. Называется «блюзовый квадрат», вот тут нарисовано. После «ми» должно идти «ля» на 4-м такте.