Главная / Почитать / Рецензии / 

Ю-Питер — «Гудгора»

А поспорить можно в комментариях.
4 июля 2015
Тот Бутусов, или уже не тот?

Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» периодически вспоминают о том, что они образовывались не только как группа-исполнитель песен «Кино» и «Наутилуса Помпилиуса» (хотя это у них отлично получается), но и чтобы сочинять собственные песни. Очередное прозрение произошло спустя пять лет после выхода сочных, тяжелых и удачных «Цветов и терний» — нам предложили взойти на «Гудгору».

До этого альбома у меня долго не доходили руки. Сразу после его выхода в конце февраля друзья весьма жестко его раскритиковали — и как-то альбом сам собой залег глубоко в тумбочке, придавленный рутиной и другими событиями. Залег до тех пор, пока в глубинах подсознания не всплыло острое желание послушать его полностью и вынести собственный вердикт. Тем более, что дебютный сингл с заглавным названием «Гудгора» мне очень понравился.

Нужно отметить, что споры о том, «тот Бутусов, или уже не тот», ведутся с момента выхода его самого первого сольника «Овалы» — то есть уже 17 лет. Как правило, негативно о его творчестве высказываются те, у кого в голове продолжает крутиться «Где твои крылья, которые так нравились мне» и кто никак не может смириться с распадом «Наутилуса». Про тех, кто считает, что «весь русский рок — г...о», скромно умолчим.

Кто же «наутилусом головного мозга» не страдает, работы Вячеслава Геннадьевича воспринимают более позитивно. Те более, как не относиться к ним с симпатией, когда рамках «Ю-Питера» к Бутусову присоединился Юрий Каспарян — один из лучших российских гитаристов. Впрочем, после «Богомола» я настороженно жду каждую новую работу «Ю-Питера». Альбом 2008 года взял ачивку «Акелла промахнулся» вполне заслуженно, хотя уже спустя 2 года «Цветы и тернии» уверенно взяли реванш за унылость своего предшественника. Но мало ли — вдруг Бутусов и правда «уже не тот»...

Открывается альбом очень мягко, ласково, успокаивающе. «Потоп» получился полной противоположностью «Глазам» с тех же «Цветов и терний». Пять лет назад Бутусов решил сходу нас окатить ушатом ледяной воды — настолько непривычно жестко звучала песня (да и весь альбом в целом). А здесь такой тихий марш-ритм — и припев, под который так и хочется мотать головой влево-вправо и подпевать:

Свет мой — ты видишь к нам спешит старик Ной
Летит его Ковчег над волной
Уносит нас с тобой в край чудесный, рай небесный

Очень хотелось бы услышать эту песню на концертах, но увы — сам Бутусов считает, что это чисто альбомная песня, которая не поддается концертному исполнению. А жаль...

Весьма интересной представляется следующая композиция — «Девочка-панк». Для концерта эта песня — не самый лучший вариант, но как саунд-трек к какому-нибудь фильму — самое то. Прекрасный вариант для истории про трудного подростка. При прослушивании слух зацепился за строчку «Панк обожает Фонтанку, панк обожает центр». Вспоминается курс логики в университете: 1) панк обожает Фонтанку и центр; 2) я тоже обожаю Фонтанку и центр; 3) следовательно, я — панк.

«Черная птица — белые крылья» не впечатлила ничем — ни какой-то выдающейся музыкой, ни глубоким текстом. Зато «Гудгора» компенсировала все издержки предыдущего трека. Вот это настоящий хит, однозначно лучшая песня альбома. Всё сложилось воедино — интересная ритмичная музыка и грозный голос Бутусова. Кстати, за исключением «Гудгоры», во всех остальных песнях голос ВБГ звучит очень молодо. В отличие от других рокеров, Вячеслава Геннадьевича время обходит стороной, никак не задевая.

К сожалению, запал «Гудгоры» был напрочь затушен следующей песней «Иду к тебе». Еще одна ничем не выделяющая композиция, «проходняк». Идущая далее «Возьми меня с собой» имеет интересный мотив, который подпорчен невыразительным припевом.

«Все, что нужно» была явно навеяна битловской «All You Need Is Love». К тому же, вся песня состоит из переведенных цитат ливерпульской четверки. Другое дело, что назвать это полноценной песней язык не поднимается — просто набор фраз под музыку, да еще и не особо выразительный.

«Пусть будет так», вероятно, тоже имеет корни в битловском наследии («Let It Be»). Как и в случае с «Черной птицей» и «Иду к тебе», эту песню иначе, как проходняком, назвать нельзя. Впрочем, все четыре предыдущих трека можно понять, простить и забыть за два следующих. «Прощай, мой друг» — трагичная мелодичная песня, развивающая тему известной австрийской народной «Ах, мой милый Августин». Тема чумы, тема алкоголя — выбирайте, что вам больше по душе и представляйте, от чего погибают герои. Однозначный успех «Ю-Питера»!

«Сияемый» сочетает в себе отдаленные мотивы «Наутилуса» эпохи «Титаника на Фонтанке» с психоделией 60-х годов — тоже весьма успешная композиция. «Река небесная» отличается весьма тяжелым (по общим меркам «Гудгоры») звуком, бодрым настроением и соляком Юрия Каспаряна. Соло, впрочем, ничем особым не выделяющееся, но на фоне общего недостатка его соляков на альбоме (действительно их было очень мало) и это было приятно послушать.

«Юпитериада», несмотря на столь программное, фирменное название, разочаровала. Снова ничего запоминающегося — как, впрочем, и в закрывающей альбом «Апокалиптической».

Итого, в сухом остатке мы имеем 6 хороших («Девочка-панк», «Река небесная»), очень хороших («Потоп») и отличных («Гудгора», «Прощай, мой друг», «Сияемый») песен из 13. Это хороший результат, учитывая, что и остальные композиции в канве альбома звучат, в общем-то, неплохо.

Так что на вопрос, «тот Бутусов, или уже не тот?», я с уверенностью могу сказать — тот. Если при первом прослушивании альбом «Гудгора» вам не понравился, попробуйте переслушать выделенные мной композиции. И да — не слушайте перед этим «Наутилус». Не потому, что новые песни якобы проиграют. Просто всему свое время — поймите и примите это.

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии