Главная / Почитать / Отчеты / 

Вот это искусство!

А поспорить можно в комментариях.
17 марта 2014
Весенний перфоманс «Дяди Федора» Чистякова в питерском клубе «Jagger» зрители запомнят надолго.

Для начала — печальный факт: за те четыре с лишним года, что прошли с момента возвращения Федора Чистякова на сцену, ажиотаж вокруг его концертов несколько поутих. Даже в Москве для организации выступления в ЦДХ недавно проводился специальный опрос. В такой ситуации жителям регионов (особенно Сибири и Дальнего Востока) остается только посочувствовать — похоже, их мечта увидеть концерт Чистякова рискует стать несбыточной.

В Петербурге концерты F4BAND в разряд «эксклюзив» пока еще не перешли — и это радует. Хотя то, что случилось вечером 13 марта, иначе как эксклюзивом и не назовешь.

Несмотря на то, что информация о концерте в клубе «Jagger» появилась всего за пару недель до выступления, сработало сарафанное радио и публика пришла — даже не предполагая, свидетелями чего они станут.

Подавляющее большинство зрителей наверняка побывало уже не на одном концерте Чистякова, однако встречали Федора, как в первый раз. Стройный, подтянутый, в черных очках аля Терминатор, основатель «Ноля» шел плавной походкой к своему стулу под аплодисменты и возгласы «Вуоооо!». На сцене в распоряжении Дяди Фёдора акустическая гитара и легендарный черный баян, на котором он играл еще в «Ноле».

Для первой песни Федор выбирает гитару, садится и начинает играть вступление, которое подхватывают музыканты группы «Кафе» в составе: Алексей Смирнов — электрогитара, Сергей Стародубцев — мандолина, Наиль Кадыров — бас, Влад Мануилов — ударные. Играют что-то неторопливое, меланхоличное, в звуках мандолины улавливается нечто знакомое. «Ты спросишь меня, почему иногда я молчу...», — запевает Федор. Конечно — «Улица Ленина»! Культовая песня с «Песни о безответной любви к Родине» — одного из самых главных альбомов русского рока. «Просто я живу на улице Ленина / И меня зарубает время от времени...». Эта композиция вводит в транс из раза в раз. Гитарная аранжировка ей нисколько не навредила — наоборот, песня обрела свежее дыхание, очень мелодичную линию и потрясающий проигрыш между вторым и третьим куплетом. Из текста Федор сделал своеобразный микс — первые два куплета взял из оригинальной песни, а третий куплет и последний припев — из «Улицы Ленина 20 лет спустя» с альбома «Дежавю»:

Время течет как река и уносится в прошлое
Живу я в свободной стране — все цивилизовано
Но толи чего-то не понял, а толи мерещится.
Как будто бы все тоже самое, только по-новому...

Снова как будто стою на улице Ленина
и у меня дежавю время от времени.
Снова как будто стою на улице Ленина
и у меня дежавю время от времени!

Вот — думаю я, куда же попали мы?
Как хорошо, что хотя б не на улицу Сталина
И вот я снова пою на улице Ленина
Про то, как меня зарубает время от времени...

После такого мощнейшего начала, Федор поздравил всех собравшихся с весной и группа сыграла «Искусство» с новейшей работы «Правило игры». Песня действительно отличается весенним настроением и позитивом.

Отыграв две песни, Федор ставит гитару в стойку и берет баян. Данный акт зрители встречают аплодисментами, предвкушая «этот русский рок-н-ролл». «Немного классики жанра», — подтверждает ожидания зрителей Чистяков и растягивает меха, выдавая густой тревожный звук. Добавившийся к баяну перебор гитары Алексея Смирнова позволил узнать еще один хит с «Песни о безответной любви к Родине» — «Ехали по улице трамваи». В отличие от «Улицы Ленина», «Трамваи» были сыграны в канонической аранжировке, с интересной импровизацией в проигрыше, в которой Федор выдал на баяне хорошего «пинкфлойда». Правда, севший голос не позволил Дяде Федору выдать те надрывные ноты, которые звучали 23 года назад. «Песня о весеннем авитаминозе. Голос сел», — оправдывался музыкант.

Следом за «пинкфлойдом» пошли танцы. Один за другим прозвучали заводные «Цикорий», «Тигр Иванов», «Доктор Хайдер» и «Подледный лов». Блокбастеры с «Песни о безответной любви к Родине» звучали канонично и настолько драйвово, насколько это можно. Истории про тигра и Вовку и Лёвку звучали по-иному: «Тигр Иванов» обрел баянное звучание со вступлением из песни «Советский цирк», а «Подледный лов» стал похож на тяжелый кантри. На всех четырех песнях Дядя Федор вел себя весьма активно — тряс головой, стучал ногами по полу, несколько раз вставал и прыгал с баяном наперевес. Зрители тоже не отставали — некоторые не выдержали заливистых звуков мехового инструмента и пошли в разнос.

«Перед тем, как будет подано главное блюдо вечера, мы сыграем культовую детскую мелодию», — объявил Федор Чистяков. Казалось бы, какое еще может быть главное блюдо, когда уже были сыграны такие песни? А оно было!

Сыграв «детскую мелодию» (которую автор этих строк, к сожалению, не узнал), Федор и его бэнд приступают к апофеозу концерта. Звучит тревожная мелодия — и Чистяков начинает призывать:

Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите, дети, дети, в Африку гулять!

Сказать, что концертная версия «Не ходите в Африку» не имела почти ничего общего со студийной — значит не сказать ничего. То, что увидели и услышали зрители в клубе «Jagger», заставило челюсть отвиснуть до пола: на них обрушился мощнейший симфонизм, а отчаянный крик Федора «Не ходите в Африку! Не ходите в Африку! Не ходите в Африку!» по накалу страстей был сравним с «Show must go on!» Фредди Меркьюри. После такого в Африку ни один ребенок точно ни ногой!

Пережить такую песню дорогого стоит. Но вы думаете, это было все? Как бы не так: в конце этот давящий детский хоррор превратился в дичайший рок-н-ролл — продолжение под названием «В Африку бегом». Те, кто слушал альбом «Бармалей инкорпорейтедъ», знают, что на нем несколько песен подряд объединены одной тематикой — сказкой Корнея Чуковского «Бармалей». Все эти «Выходила к ним горилла? / Им горилла говорила, / Говорила им горилла, / Приговаривала...» прозвучали в ураганно быстром темпе. Затем темп снова поменялся на более медленный и группа спела про «бегемотиково замечательное брюшко» (начало «Бармалей III»).

А дальше происходит полнейший разрыв шаблона: Федор ставит баян на пол, берет микрофон в руки и изображает Бармалея. Делал он это в лучших традициях Петра Николаевича Мамонова периода золотого состава «Звуков Му»: изгибался, махал руками, сидел на корточках — и рычал-рычал-рычал:

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!

Рык на слове «детей» был такой, что его можно было без обработки вставлять на озвучку фильма про Годзиллу.

После такого фееричного перфоманса у публики от шока даже не нашлось сил устроить подобающую моменту овацию — настолько сильным было удивление от того, что творил на сцене Дядя Федор. Как говорится в бессмертной комедии: «Видел чудеса техники — но такого...». Поэтому последовавшие за разухабистой рок-оперой «Бармалей» еще две композиции с этого интересного альбома — «Лягушечка» и «Рады, рады, рады» — пролетели быстро и незаметно, несмотря на свой заводной танцевальный ритм. А вот следующую песню зал встретил овацией, ведь это была всенародно любимая «Человек и кошка». Как и «Улицу Ленина», ее Федор играл на гитаре. Хотя эту мелодию узнаешь из миллиона с первых нот, даже без баяна. Половину песни пел зал.

После культового хита группа раскланялась и ушла за кулисы, а зал требовал «продолжения банкета» и кричал «Федя! Федя! Федя!». И Федя сотоварищи вернулись обратно, обрушив на зал «Инвалида нулевой группы». Удалой панк-рок перерос в длинную импровизацию, по ходу которой Федор снял баян и принялся обливать зрителей водой из бутылочек, стоявших на сцене для музыкантов. Когда две бутылки закончились, Федор пошел за сцену и вынес целую упаковку бутылок! По залу пролетел веселый и встревоженный гул в перспективе принятия такого душа. Однако, Федор пожалел первые ряды и вместо этого начал кидать бутылки в зал — видимо в надежде, чтобы зрители сами себя обливали. Несколько бутылок, правда, Федя все же использовал по назначению — счастливчики ощутили праздник Иван Купала почти на четыре месяца раньше. Оззи Осборн должен быть доволен, что в России у него есть такой способный ученик.

Чтобы накал концертных страстей слегка поутих, после «Инвалида» была исполнена романтичная «Прости, дорогая», а за ней — мощный «Северный блюз», который дал зрителям установку «Нам надо жить — и жить хорошо». Федор выразил благодарность зрителям за то, что они пришли, сходил за кулисы и вернулся оттуда с пачкой альбомов «Правило игры», которые разбросал в зал.

Заключительной песней стала Майковская «Я начинаю забывать», в которой Дядя Федор по правде забыл слова — вот такая роковая вещь. По ее окончанию, прощаясь со зрителями, Федор бросил в толпу и свои черные очки. Публика должна быть счастлива — она уходила с концерта облитая, с альбомами и с очками.

В итоге, вся программа была составлена из трех альбомов. За счет импровизаций и великолепного перфоманса «Бармалей» концерт продлился два часа.

Те, кто мог, но не захотел пойти на этот концерт, должны горько пожалеть об этом: они упустили одно из лучших выступлений F4BAND’а. Федор Чистяков показал, что он все еще Дядя Федор. Вот это искусство!

Сет-лист:

1. Улица Ленина
2. Искусство
3. Ехали по улице трамваи
4. Цикорий
5. Тигр Иванов
6. Доктор Хайдер
7. Подледный лов
8. Не ходите в Африку
9. В Африку бегом
10. Бармалей III
11. Дети плачут
12. Лягушечка
13. Рады, рады, рады
14. Человек и кошка

15. Инвалид нулевой группы
16. Прости, дорогая
17. Северный блюз
18. Я забываю

Александр «Komandarm» Горелкин

Использованы фотографии с сайта musecube.org

Комментарии

Vlas Trunov18.03.2014, 16:03#
Автор этих строк не узнал тему Angry Birds! Возраст, не иначе
Komandarm18.03.2014, 20:02#
Ха, точно!)))) А я всегда без звука их запускал)))
Спасибо!
Ameliy Mitina20.03.2014, 00:34#
А видео где нибудь есть этого чуда?
Komandarm20.03.2014, 11:05#
Находил немного. Пролистайте вниз: https://vk.com/f4band?w=wall-14751985_3837%2Fall
К сожалению, «Бармалея» нет(((