Главная / Почитать / Отчеты / 

«Крематорий» и В.О.Д.К.А. в питерском «Главклубе»

А поспорить можно в комментариях.
26 июня 2015
Как праздновали юбилей одного из самых веселых обществ на планете.

Всемирное общество друзей кремации и армреслинга (В.О.Д.К.А.) включает в себя людей самых разных профессий и интересов. Стать членом общества может каждый, кто радуется при осознании того, что «мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», а также ждет, что в любой момент утром к нему может вернуться Кондратий. Подходишь под эти условия — значит, наш человек!

В этом году В.О.Д.К.А. исполняется 25 лет — отличный повод зарядить хороший музыкальный сабантуй. По такому случаю 25 и 26 июня в Питере и Москве «Крематорий» устроил специальные концерты. Причем на старте продаж в Петербурге билет стоили всего 100 рублей — дешевле, чем 0,5!

В назначенное время питерский филиал общества друзей кремации и армреслинга явился в «Главклуб» — бывший Ленинградский дворец молодежи. Петербуржцы и раньше заполняли любой зал на выступлениях «Крема — что уж говорить, когда цены на билеты оказались так демократичны! Естесственно, «Главклуб» был под завязку. Все ждали, когда на сцене появится комитет В.О.Д.К.А. Ровно в восемь вечера тишину ожидания нарушил диджей...

В книге про бравого солдата Швейка рассказывалось про пять видов пыток, которым подвергались симулянты, чтобы выбить у них из головы нежелание ехать на фронт. Может быть это особенность концертов по спецценам, но, похоже, в «Главклуб» количество диджеев, пытающих зрителей своей «тудс-тудс»-музыкой, не ограничено. Джон Леннон, вероятно, перевернулся бы в гробу, поднеси к его могиле плеер с ремиксом на битловскую «Girl». Причем наверняка эти диджеи получают деньги. Не проще ли пригласить какую-нибудь начинающую рок-группу, которая и бесплатно бы согласилась выступить на разогреве у «Крематория»?

У царя Соломона было кольцо с надписью «Все пройдет. И это пройдет», на которое он смотрел при великом гневе или великой радости. Мысль об этой мудрой притче успокаивала при впитывании бесконечной вибрации бездушных электронных сэмплов. В половине девятого «это прошло» — диджей удалился. Заиграло Intro и, в полнейшей темноте, на сцену выбежал комитет В.О.Д.К.А. с председателем — Арменом Сергеевичем Григоряном, который был... в бейсболке! Произошел хороший срыв покровов. За более чем тридцатилетнюю историю «Крематория» образ «Григорян и шляпа» настолько врос в сознание, что увидеть Армена Григоряна на концерте «Крематория» без шляпы — все равно что представить эльфа с бородой. Видимо, все возможно. Впрочем, на бейсболке виднелась православная надпись «Крематорий» — а значит, все путем.

«Сегодняшний концерт посвящается всем вам и каждому из вас, потому что мы видим в этом зале не толпу. Мы видим общество, мы видим личностей» — произнес вступительные слова Армен Сергеевич. И тут же на зал, словно кувалда в центрифуге, обрушилась лавина тяжелого рок-н-ролла в виде «Реанимационной машины»:

Она опасней, чем вирус СПИДа,
Она кровава как коррида,
Она зовет меня обратно
В царство мрачное Аида -
Реанимационная машина, Реанимационная машина,
Реанимационная машина, и на..., и на..., и на х..!

PZI7l2-JhOs

Четыре минуты — и весь осадок после диджейской синтетики смыт без остатка. Живая энергия старого доброго рока, охватывающего, словно щупальца Кракена, творит чудеса.

Тяжелый рок-н-ролл 1988 года сменил легкий рок-н-ролл 2008-го — «Не дрянь», после чего Григорян предложил «прогуляться по нашему городку»:

Земные дороги ведут не в Рим.
Поверь мне, и скажи всем своим -
Дороги, все до одной, приводят сюда,
В дом вечного сна -
Крематорий...

Трудно поспорить с философским текстом системообразующей песни. «Крематорий» традиционно прозвучала в связке с «Лепрозорием»:

Do9XvgLUncs

Далее председатель комитета В.О.Д.К.А. решил «проявить искренность», поведав обществу, откуда «настоящие музыканты берут свое вдохновение, основываясь на трудах философов — в первую очередь Карла Маркса». Все «Три источника», конечно же, всем хорошо известны — «тунеядство, пьянство, блядство». Последнее слагаемое лидер «Крематория» опустил, дав пропеть его залу. Особенно радостно это слово кричала мужская часть общества.

— Если уж заговорили о философии, то предлагаю послушать две композиции, которые мы написали в Московском авиационном институте на лекции. Дело было так: в обычном тубусе можно было пронести три по 0,5, две по 0,7 — и лекция превращалась в такое красочное зрелище. В наше время тоже модно было винить во всех неприятностях Америку. И вот, собственно, эта песенка получилась на лекции. Мы придумывали каждый по строчке, буквально вычитав из газетки. Получилась вот такая достаточно абсурдная композиция. И к ней в качестве эпиграфа — небольшая композиция, которая называется, как одноименный рассказ Франца Кафки. Получилась такая дилогия кафкианская.

Таким продолжительным рассказом Армен Сергеевич проанонсировал «Проходящих мимо» и «Америку». Вообще, этот концерт был весьма богат на его рассказы. Например, перед следующей песней — «Твари» — он поведал, как появился жанр «вальс-рок», которым часто нарекают музыку «Крематория». Словосочетание образовалось с подачи композитора Родиона Константиновича Щедрина, который, послушав песни «Крема» на своем юбилее, удивился тому, что они играют. Он ожидал чего-нибудь тяжелого, а услышал, по его выражению «вальсок». «Пьяные журналисты» расслышали это как «вальс-рок» — и вот так появился специальный жанр.

8AqpAp3Sw0U

— Многие спрашивают, почему у нас так много песен-портретов дамских. Признаюсь, в этой жизни нам повезло — никогда женщины нас не обманывали. Бывало и друзья наши, которые прилипли к нам когда-то, оказывались ворами и жуликами, а вот женщины — никогда... Правда, был один случай в Туапсе, когда нашего тогдашнего басиста, Серегу Третьякова, очень любвеобильного человека, напоили клофелином. Но все равно мы не обиделись, потому что девушка ушла и оставила ему самое главное — его гитару. Все остальное она, конечно, вынесла.

Эта забавная история предваряла появление на сцене «Машеньки». Нет, не мелка для тараканов, а той самой «Маши», у которой «должен быть маленький питбуль». Эта забойная композиция, открывающая добротный альбом «Мифология» 2002 года, сегодня весьма редкий гость сет-листов «Крематория», поэтому услышать ее в рамках празднования 25-летия В.О.Д.К.А. было весьма неожиданно и приятно. Текущий состав группы исполнил ее очень драйвово. Акустика «Главклуба» делала звук на тяжелых песнях весьма мясистым, что определенно должно было радовать любителей слэма.

«Теплые дни лета» прозвучали пока несколько неактуально — все-таки даже июнь еще не закончился. Зато отчаянно просить маму «не пить — это яд» — это общество друзей кремации и армреслинга всегда делает с удовольствием:

xy8mJI5fk04

Отдельные члены В.О.Д.К.А. в зале стали требовать «Хабибулина», на что Армен Григорян сказал, что он обязательно будет, но сначала прозвучит песня о другом лице мужского пола. Грустный «Пиноккио» был посвящен «миллионам оскорбленных, униженных во всем мире».

Затем Армен Сергеевич вдвоем со скрипачом Максимом Гусельщиковым сыграл «квартирно-домашнее» посвящение всем «сексуальным кошечкам» в зале:

Фрегат твоей мечты раздавили льды давным-давно.
И незначительным стало то, что было когда-то главнее всего.
И теперь от гнетущей тоски ты ищещь в звездной ночи
Ветер нового счастья, ветер новой любви.

Как признался Григорян после исполнения «Sexy cat», он не испытывал такого удовольствия находиться на сцене и «слышать эти чарующие звуки» ни с одним из других игравших в «Крематории» скрипачей. Поэтому председатель комитета В.О.Д.К.А. и другие члены комитета (кроме Максима) ушли со сцены, чтобы дать показать себя скрипачу «Крематория» во всей красе. Тот, как всегда, артистично, с огоньком исполнил скрипичное соло:

m9M2IOub1ps

Далее «Крематорий» устроил на сцене «небольшой питерский квартирник». На сцену была приглашена Кэт — петербургская подруга группы «Крематорий», с которой, по словам Григоряна, они знакомы уже 30 лет. С ней «Крем» сыграл две песни Майка Науменко — «Лето» и «Когда я знал тебя совсем другой». Представляя Майка, Армен Сергеевич не назвал его имя («вы его прекрасно знаете»), но отметил, что без него не было бы группы «Крематорий».

jvxNay1v4hM

22vzIiG-iaY

Кстати, песней «Лето» «Крематорий» невольно вспомнил еще одного питерского музыканта — Виктора Цоя, в подражание которому Майком и была написана эта песня.

Кэт была восхитительна! Женщина-ударница — это то, на что можно смотреть бесконечно. Где мужчина будет на автомате отстукивать ритм, да еще и по телефону разговаривать, женщина будет отчаянно трясти головой и получать удовольствие от того, что она делает. Кэт провела за установкой три песни (еще была сыграна «Наше время») — и все эти минуты внимание было приковано к ней. Приглашенный гость выдался отличный!

Очередной «вальсок» — «Мусорный ветер» — был встречен оглушительным ревом публики. Григорян всегда находит какие-нибудь поводы, к которым можно эту песню приурочить, или кому посвятить. В этот раз песню исполнили для некой «молодой особы» (имя нам неизвестно), которая находится в стадии «самовоспроизведения». Если вспомнить другие инфоповоды, то автор этих строк, например, помнит, как в ноябре 2006 года на концерте в Томске лидер «Крематория» «привязал» песню ко Дню милиции.

«Клубника со льдом» была посвящена Александру Житинскому. Прямого отношения к нему песня не имеет, однако она была написана в Ленинграде. Армен Сергеевич вспомнил, как Александр Николаевич с супругой их приняли на фестивале на Елагином острове, когда группа «пропила три дня и потом вылезла на сцену не совсем адекватно, но прошло все хорошо».

WqF6UuOMrr0

Послушав, как во время долгого вступления «глубоко копает» басист Николай Коршунов, все общество друзей кремации и армреслинга хором запело одну из главных программных песен «Крематория» — «Геену огненную»:

А мои попутчики — клоуны и жулики,
Смотрят в темную даль, потребляют алкоголь

Не дав опомниться, практически нон-стопом группа ударила еще одним громким хитом — «2001 год». Следом — не менее любимый «Веселый ансамбль», где все весело кричали о том, что «Никто не любит тебя!». Ну, а главная строчка из «Безобразной Эльзы» давно уже стала притчей во языцех. «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть...». Очень тонкая и веселая фраза. Да, именно веселая! «Крематорий» нужно чувствовать, так нужно жить. БГ был прав, когда назвал «Крематорий» образом жизни. Если слышишь «мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть» — и радуешься, или «никто не любит тебя» — и тоже радуешься, то можешь смело называть свой образ жизни одним словом — «Крематорий». И пусть другие голову ломают, что это такое.

«Кто сказал, что мы воспеваем смерть? Мы воспеваем жизнь», — сказал Григорян в преддверии песни «Зомби». И с этим трудно не согласиться. Градус веселья с каждым новым номером становился все выше. «Аутсайдер», «Катманду», «Таня» — песни, без который нельзя представить ни один концерт «самого веселого на этой планете ансамбля».

«Душевные люди в Питере живут!», — отметил Армен Сергеевич перед душевной «Маленькой девочкой со взглядом волчицы». А еще изрек весьма ироничную мысль: «Хорошая музыка от плохой отличается тем, что когда ты выходишь на улицу и тебе не хочется дать по морде прохожему — значит искусство состоялось».

На этом основная часть концерта закончилась, музыканты поклонились и ушли за кулисы, чтобы очень скоро выйти под громогласное «Еще! Еще!». «Амстердам» был посвящен тем, кто испытывает чувство любви. «Очень трудно писать песни о любви, чтобы они получились не слащавыми», — поделился опытом Григорян. «Амстердам» — это как раз замечательный образец того, как нужно писать песни о любви.

Завершали концерт «три настоящих мужика». Первый — «Мистер Тайсон», «знаменитый боксер, очень душевный человек, любящий читать Канта и Беллу Ахмадулину». Песня редкая, но очень забористая и живая!

Второй «мужик» — столь желанный публикой «Хабибулин». «Песня позволяет настоящим мужикам проявить себя с наилучшей стороны», — констатировал Армен Сергеевич.

-rzajHrFKzA

Закончили концерт гимном Всемирного общества друзей кремации и армреслинга — святым «Кондратием»:

Так огорчаться совсем некстати,
Дай, Бог, сил доползти до кровати,
А завтра утром мы выпьем пива
И к нам вернётся Кондратий.

«Спасибо, Питер, за этот замечательный вечер! Мое сердце с вами!», — попрощался председатель комитета В.О.Д.К.А. со всеми членами общества. Да, как написано на кольце Соломона — «Все пройдет. И это пройдет». Незаметно прошел еще один отличный концерт «Крематория», в историю ушла еще одна знаменательная дата. Но впереди грядет другая — юбилей Армена Сергеевича Григоряна!

Список исполненных песен:

1. Реанимационная машина
2. Не дрянь
3. Крематорий
4. Лепрозорий
5. Три источника
6. Проходящие мимо
7. Америка
8. Твари
9. Маша
10. Теплые дни лета
11. Яд
12. Пиноккио
13. Сексуальная кошка
Соло Максима Гусельщикова
14. Лето (Майк Науменко)
15. Когда я знал тебя совсем другой (Майк Науменко)
16. Наше время
17. Мусорный ветер
18. Клубника со льдом
19. Геена огненная
20. 2001 год
21. Веселый ансамбль
22. Безобразная Эльза
23. Зомби
24. Аутсайдер
25. Катманду
26. Таня
27. Маленькая девочка

28. Амстердам
29. Мистер Тайсон
30. Хабибулин
31. Кондратий

Александр «Komandarm» Горелкин

Видео с концерта: Музыкальные видео из первого ряда (http://vk.com/club40299106)

Комментарии