Группа «НЭП» презентовала долгожданный новый «Сингл» в Петербурге.
Какой коллектив может считаться культовым? На мой взгляд, это группа, на концерты которой в родном городе ходит 100-200 человек, но при этом поклонники из других городов готовы преодолевать тысячи километров, чтобы хоть раз лицезреть ее своими глазами. 2,5 года назад я прилетел из Новосибирска в Петербург, чтобы хотя бы раз в жизни увидеть живьем концерт «Телевизора». Я не мажор и денег не густо, чтобы делать такие перелеты (какая зарплата у начинающего преподавателя, сами можете догадаться) — просто была мечта. Это был октябрь 2012 года.
Мысли о таком же путешествии на концерт НЭПа начали посещать тогда же, однако им не суждено было сбыться — через несколько месяцев я просто переехал в Питер. И вот, радостным пятничным вечером 27 марта я отправился в «Money Honey» на большой сольник культовой группы. Никаких самолетов и тысяч километров — всего одна станция метро.
Порядка 100 человек пришло в клуб в Апраксином дворе поприветствовать вернувшегося в строй саксофониста Евгения Жданова, а также послушать презентацию такого долгожданного нового «Сингла». Название его, конечно, минималистично до максимума, словно возвращаешься во времена, когда альбомы назывались «Led Zeppelin I», «Led Zeppelin II» — и так далее.
Начали концерт по-боевому — «Стоном вен». Звучание у группы — богатое, уверенное, слаженное, заставляющее сходу начать покачивать головой и вскидывать козу вверх. Припев — яркий, как вспышка. Сергей Паращук отчаянно кричит:
Вой стен. Стон вен. Корм псам.
Я сам разрушу этот хлам!
Несмотря на призывы Сергея к публике встать с насиженных мест за столиками и подойти ближе к сцене, народ, «собравшийся для разврата» © пока не был готов к концертному угару. Зато музыканты были готовы дарить свою энергию поклонникам: под боевой бой барабанов, «космическую» гитару и психоделический саксофон «НЭП» просит прощения — звучит тревожное «Прости» с далекого «Диссонанса» 1990 года. «Ощущение вечной весны» — оно такое, тревожное и мрачное.
Первые аккорды следующей песни — и наконец-то зрители поднимают вверх руки и начинают хлопать, а особо горячие поклонники запрыгали у сцены. «НЭП» играет всеобще любимую «Еще один день — еще один повод для слез».
После хита Паращук напоминает публике о только что вышедшем «Сингле» и его эксклюзивности (напечатано всего около 200 экземпляров). Неудивительно, что следом была исполнена новая песня «Знай». Если сделать лирическое отступление о содержании сингла, то он определенно удался. Приятно, что группа находится в отменной форме, несмотря на столь долгий перерыв в творчестве. Впрочем, за Паращука почему-то не было никакого беспокойства, что у него что-то не получится. Вот, например, за Чижа оно есть, и если когда-нибудь рак на горе свистнет и над миром грянет гром в виде нового альбома «ЧиЖ и Со», то имеются большие сомнения в качестве той работы. А у НЭПа все в порядке. За саунд отдельное спасибо «Алисе», предоставившей студию для записи.
На «Знай» Сергей так разбушевался, что порвал струну на гитаре. В итоге произошла вынужденная задержка (кто-то передал свою гитару временно поиграть, но она «не строила»), пока устраняли недостаток. Зато потом радость была вдвойне — следующей песней была «Побудь со мной». Просто страшно представить, что бы было, если бы вместо нее из-за отсутствия гитары сыграли что-то другое. На мой взгляд, это одна из лучших песен о любви в русском роке. Позволю себе процитировать свою знакомую по поводу этой песни: «Хотя внимание от текста быстро отключается, но музыка и голос цепляют».
Концептуально продолжила тему любви песня «Оргазм». Снова шикарные барабаны, жесткая гитара — и:
Ретроспективный показ порнографических сцен,
Дикий праздник эротических спазм.
Только липкая музыка звона монет
Мгновенно вызывает оргазм, оргазм, оргазм...
Конечно, песня не о том оргазме, который бывает при любви, но по названию — прям продолжение. Побудь со мной — побывал, и отсюда оргазм.
Следом верхом иронии была бы песня «Я болен СПИДом», но вот зазвучали первые аккорды, народ захлопал... Это была позитивная «Песня без слов»:
Мне не нужен этот покой,
Мне нужна песня, но песня без слов.
Однако, позитив длится недолго. Шаманские барабаны возвещают о начале песни про «Серпом любви опохабленный мозг / Разукрашенный похотью рот в ожидании слова». Вот она, ожидаемая еще один трек назад «Я болен СПИДом».
Не сбавляя накал, группа заряжает забойные «Мосты», что «нам объявили войну». «Молодцы! Круто!», — кричат зрители. Следом идет ядреное гитарное вступление к «Я не знаю, кто я...». Видимо, группа, собираясь на перерыв, хотела «добить» публику боевиками.
Однако, зрители на перерыв не хотели. И на вопрос «Будем ли делать перерыв?» ответили однозначным «Нет». В итоге на перекур отправился один Евгений Жданов, а группа в это время сыграла жесткий «Город», под который публика изрядно ожила и попрыгала. Вообще, на мой взгляд, «НЭП» своим творчеством очень удачно передает настроение и атмосферу Петербурга. Собственно, поэтому я и назвал статью «Натуральная Энергетика Питера» (кстати, вот еще одно определение аббревиатуры «НЭП»). В песнях «ДДТ» или «Аквариума» вы это не уловите.
Вернулся Евгений Жданов — и снова вдарили по классике в виде «Чумы». Хотя, сегодня у НЭПа практически всё классика, кроме двух новых песен с «Сингла». Надеюсь, к осени таких песен станет намного больше.
Ну а пока мы слушали старое наследие группы. И, судя по реакции публики, это всем было только в радость. Люди прыгали, обливались водой. Моховик концертного угара набрал обороты. Позитив был во всем — даже в такой песне, как «Я вскрыл себе вены» («Я рожден вновь»).
После девяти боевиков подряд группа чуть сбавила темп и устроила относительную передышку в виде тяжелой, но более спокойной «Один». Затем зрители послушали про «Бесконечный спор между „прощай!“ и „привет!“» («Причастись огнем»), после которого прозвучал давно не исполняемый на концертах «Ветер вагонов».
Мясистая «Зима» и «лирическая, старенькая, добрая, любимая Герина» «Ночь» стали последними песнями концерта перед его резким уходом на финишную прямую.
Плывут по морю рыбки —
Они подохли кверху брюхом.
Страна несёт убытки —
Завод пускает сопли в воду
— спокойно продекламировал Сергей Паращук под гитарный перебор. Раз-два-три — и «ЭКОЛОГИЯ! ХА-ХА!!! ЭКОЛОГИЯ! ХА-ХА!». Самый яростный хит группы вытряс из слэмующих поклонников последние силы.
«Пожелаем нашей команде „Зенит“, а также сборной России победы над врагами!», — сказал Паращук в проигрыше самой известной НЭПовской песни «Зенит». Я сам узнал группу «НЭП», именно благодаря этому, прозвучавшему в «Убойной силе 2», гимну болельщика. И хоть сам я, как уроженец Томска, являюсь болельщиком «Томи» (родная команда навсегда с тобой), но частенько, собираясь на футбол, слушал и «Зенит». «Пусть говорят, я головой инвалид» — золотые слова для всех, кто «болеет»! Кстати, после концерта подошел к Сергею за автографом на «Сингле», в разговоре устроили маленькое футбольное обозрение, результатом которого стал такая памятная надпись:
Панковская «Нет лучше средства» и давно требуемые публикой «Витамины» («Спичек нет») поставили точку в двухчасовом концерте и многоточие в концертной деятельности НЭПа. «Надо чаще встречаться», — сказал Сергей. Надо, Серега, надо! Дюже концерты хорошие!
Трек-лист:
1. Стон вен
2. Прости
3. Слезы
4. Знай
5. Побудь со мной
6. Оргазм
7. Песня без слов
8. Я болен СПИДом
9. Мосты
10. Я не знаю, кто я...
11. Город
12. Чума
13. Я рожден вновь
14. Один
15. Причастись огнем
16. Ветер вагонов
17. Зима
18. Ночь
19. Экология
20. Зенит
21. Нет лучше средства
22. Спичек нет
Александр «Komandarm» Горелкин