Главная / Почитать / Рецензии / 

Глянцевая «Оборона» Алексея Коблова

А поспорить можно в комментариях.
7 марта 2021

«Книги надо читать так же сосредоточенно и неторопливо, как они писались»

Генри Дэвид Торо. Уолден, или Жизнь в лесу

2 октября 2019 года на весь Интернет громогласно было заявлено: готовится к выходу биография Егора Летова! Автор биографии некто Алексей Коблов: не тварь дрожащая, а имеющий полное моральное право (с точки зрения А. Коблова) считать себя другом Егора Летова, и писать о нем.

Осенью 2020 года, на один объект материального мира стало больше. Издательство «АСТ» выпускает книгу Алексея Коблова о Егоре Летове. Называется «Егор Летов. Моя Оборона». Посмотрим, от кого и какими методами обороняется А. Коблов, и удалось ли интервентам пластмассового мира ее сломить.

Судя по рекламной кампании до выхода на рынок книги и попытках рекламы после выхода, «Егор Летов. Моя Оборона» преподносилась как свидетельства очевидца, друга, полная невиданными фотографиями, фактами и интересными подробностями, известными лишь близкому окружению Егора Летова. Только вышло по-другому, вышло вовсе и не так.

Читаем описание книги на ее обороте, которое должно заинтересовать читателя, открываем книгу, читаем ее аннотацию, начинаем читать авторский текст — полное совпадение. Три повтора за 2 минуты чтения. Создается впечатление, что и автор, и издательство считают, что у среднестатистического представителя общества потребителей данной книги поразительно короткая память. Или это такой шаманский прием, заговор, позволяющий убедить себя и других, что содержание книги действительно такое интересное и увлекательное, как об этом внушается потребителю. Читаем дальше.

Лощеные страницы наполнены фотографиями, редкость и невиданность которых легко можно поставить под сомнение. Ранее практически весь фотоматериал был напечатан в буклетах к дискам «Гражданской Обороны». К каждой фотографии имеется авторское пояснение в формате: год фото, кто на фото, подобное. Создается впечатление, что это и не книга вовсе, а фотоальбом. Фотоальбом для тех, кто вряд ли хочет пригласить к себе в гости Алексея Коблова для комментирования фотографий Егора Летова и группы «Гражданская Оборона» из одноименной группы в социальной сети «Вконтакте». Вы пытаетесь избавиться от незваного гостя (если А. Коблов по национальности татарин, тогда всё понятно), но уже поздно: гость, обличенный в смиренный глянец, упрямо сидит у вас дома на книжной полке.

Что же еще мы с вами найдем на страницах Обороны А. Коблова? Текстовое наполнение книги представляет перевод А. Коблова статьи из «Википедии» про Егора Летова и Гражданскую Оборону с мещанского на язык эстетов (читай как язык эпигонов и подражателей Егора Летова). Приведем пример, чтобы нас с вами не обвинили в голословных выводах: «настоящий и лютый», «стало для нас невиданному доселе потрясению и откровению», «из области волшебного, вселенского и настоящего», «Самодеятельная, самопровозглашенная, рукотворная домашняя студия» (создается впечатление что столь «нетривиальный» ряд прилагательных пришёл на ум автору после прослушивания композиции «Вечная весна»), «от парадоксальных звуковых коллажей и диковатых концептуальных игрищ», «мучительная, нечеловеческая, страшная, бесконечная», «могучий и величественный», «гораздо важнее, чем умозрительне заключения и досужие размышления, исходящие пусть и из самого близкого окружения». Если что, мы с Вами можем подарить А. Коблову «Азбуку». Нет, не букварь, а альбом группы «Теплая Трасса», для расширения сознания.

Кроме переводов статьей из Интернета, книга содержит два полных интервью Егора Летова, угадайте кому? Правильно! Автору: Алексею Коблову. Также нашли место в книге и аннотации А. Коблова к альбомам «Гражданской обороны».

В такой замечательной книге как «Следы на Снегу», рассказан занимательный случай про А. Коблова: в Москве проходил квартирник Егора Летова и Янки Дягилевой, где в первом отделении играл Летов, а во втором — Янка, и когда началось второе отделение, какие-то две девушки этого не поняли, и продолжали разговаривать между собой, не смотря на то, что перерыв между отделениями закончен. Алексей Коблов снимает кроссовок и бросает в них, прямо в лицо (см. стр. 34 Владимир Козлов, Иван Смех. Следы на снегу. Краткая история сибирского панка — М.: Common place, 2020. — 640 с.). думаю, что и нам с Вами ничего не мешает бросить в А. Коблова при встрече нечто тяжелее чем, оскорбленный за изданием такого материала, названного «книга», взгляд.

Итак! Снимает кеды и первым бьем наотмаш автора Моей Обороны по одной щеке, но вторую щеку Алексей не подставляет. Вместо этого, под нашей подошвой тает и плавится лед других щёк. Приятный бонус пощечины достается техническому редактору Натальи Чернышевой и корректору — Ирине Аниной.

Видимо, кое-кто старался либо быстрее закончить проект, либо просто ему надоело читать всем известную информацию (вряд ли в такое издательство как АСТ берут непрофессионалов, поэтому о профессиональной пригодности мы тактично умолчим), а может быть и всё вместе, но работа была проделана спустя рукава. Чтобы не быть голословным, привожу то, обо что споткнулись мои глаза, когда я понял, что небо всё точно такое же:

  • Страница 16, второй столбик, второй абзац, лишнее начинание с новой строки: «спустя два года с того момента, как образовалась «Гражданская Оборона», — лишний enter
  • Страница 32, почему-то не выделено курсивом цитата из песни «Зоопарк», тогда как ранее цитаты из песен выделялись
  • Страница 33, последний абзац по ошибке выделен курсивом
  • Страница 45, последний абзац, не выделено курсивом цитата из песни «Вершки и корешки»
  • Страница 76, второй абзац и далее — отсутствует выделение курсивом прямой речи Е. Летова
  • Страница 80, абзац третий, опечатка «Его» вместо верного «Егор»
  • Страница 110, абзац второй, строчка 8, опечатка «на Опимпе» вместо верного «на Олимпе» (название магнитофона)
  • Страница 133, абзац 6 — лишнее выделение курсивом, так как это повествование в рамках книги, а не в рамках интервью.
  • Страница 133, абзац 7, отсутствует выделение курсивом.
  • Страница 158, абзац 2, строчка 6, отсутствует закрывающиеся кавычки после «Целое множество».
  • Страница 158, абзац 2, строчка 7, лишние кавычки после «какой я есть».
  • Страница 158, строчка 19, пропущена закрывающая кавычка после «Долгая счастливая жизнь» и «:»
  • Страница 179, отсутствует выделение курсивом цитат Е. Летова
  • Страница 202, абзац 3, отсутствует открывающая прямую речь кавычка. Либо лишняя закрывающая кавычка в конце абзаца.

Как резюме можно сказать, что одержательная часть книги представляет собой расширенный рерайт статьи из «Википедии» про Егора Летова и Гражданскую Оборону, изложенную нарочито подражательным Е. Летову слогом, дополненную фотографиями из буклетов CD группы. Можно ли назвать это книгой? Формально: да, по наполнению и своему содержанию — нет. Отсюда и читается эта «книга» в среднем за два вечера.

В погоне «сделать красивую вещь», содержанию была отведена вспомогательная роль текстового наполнения (какая биография без текста?). В интервью автор книги говорит о том, что «более-менее внятной биографии артиста не было», но и с выходом «Егор Летов. Моя Оборона» ситуация не изменилась. Лишь холмик на кладбище просел.

P. S.: Надеемся, с выходом книги М. Семеляка маятник качнется в правильную сторону!

Всем кайфа по-жизни, а тем, кому понравилась статья — жизни по кайфу.

Тузар Кайфулин

Комментарии