Дмитрий Ревякин выпустил свой самый артхаусный альбом.
Известный критик Артемий Троицкий однажды сказал о БГ следующее: «плодовитый Боря способен в любой ситуации писать песни, то есть они из него выскакивают с регулярностью отправления естественной потребности». В последние годы пальму первенства по количеству издаваемого материала прочно удерживает у себя Дмитрий Ревякин, основатель и идейный лидер «Калинова Моста». Нет, графоманией Дмитрий Александрович (как и Борис Борисович) явно не страдает — всё, что у него выходило, было весьма интересным.
Но вот в 2015 году выходит новый сольник Ревякина, да еще и с весьма серьезным и претенциозным названием — «Opus Magnum (Grandi canzoni)». Неужели это и впрямь «опус магнум» замечательного автора? Не «Выворотень», не «Оружие», не «Эсхато», а именно этот сольник?
«Калинов мост» многие почему-то называют фолк-группой. Однако, «Opus Magnum (Grandi canzoni)» показывает, что фолк — это вовсе не «Мост». Новый сольник — вот где фолк-мотивы от Ревякина. Другое дело, что уж слишком... кхм... «авторским» этот фолк получился.
Открывающая альбом «Белая рака» — хорошая вещь, с баяном, мелодичная. Однако, для не знакомых с творчеством Ревякина я бы не осмелился ее поставить. Слушается тяжело, в память не западает ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза. Слушая «Ты да я», прямо видится, как парни в косоворотках да босы девки в поле танцуют. «Три казака» — типичное этно, которого ждешь от Ревякина. «Закрутило» — уже с электронными вставками, но тоже в духе первых трех песен.
Для вышеперечисленных композиций актуально замечание по «Белой раке» — песни «тяжело идут», слушать их также интересно, как наматывать размотавшуюся аудиокассету. Хотя первая треть альбома еще куда ни шло. А вот дальше начинаются странности...
«Караваны» — сначала вызывают чувство дежавю с музыкой Эдуарда Артемьева из кинофильма «Свой среди чужих...», а потом — легкий шок своими кабацкими вставками. «Трансаэро» — это вообще самое чужеродное, что удавалось слышать у Ревякина. Я бы не удивился услышать нечто подобное из уст Любови Успенской, например. И почему «Трансаэро»? В Новосибирске же «S7» есть. Или это реклама? Тогда зачем краудфандинг? Обидно за Новосибирск — этот город достоин песни вроде «Камчатки», а не шансона имени авиакомпании.
Танго c электронщиной «Tango Glamur» разбавляет недоумение от предыдущего опуса своей нестандартностью. Но Ревякину все эти опыты с модными звуками удаются, как эфиопам — полеты в космос. Понятно — нечасто обращается Дмитрий Александрович к столь непривычным для себя направлениям. Но, например, Манагеру в альбоме «Добровольный Эдем» песню «Новый год» (сделанную в диаметрально противоположной стилистике всему творчеству «Родины») удалось сделать органичной. Ревякину — нет. Не идет ему это.
Песня «Обитель» получилась ближе к «Калинову мосту» — медленно, к сожалению скучновато, и с баяном. А вот за что хочется похвалить Ревякина — это за «Эсхато-оперетту». Интересный опыт! Попытка сыграть на поле «Аквариума» — у БГ бы такая песня совсем не удивила. Ну и, как обычно, Дмитрий Александрович добавил в свой репертуар еще одну песню с крепким словцом: «И в родстве давно министр, бл%дь и рохля».
«Учусь ходить» — пожалуй, единственная песня, которую можно было бы вставить в концертный сет-лист, хотя бы на время. Хватка у Ревякина железная — если что-то в духе «Калинова Моста», то это будет интересно.
Разбудив слушателя, оставшимися двумя треками альбом снова его усыпляет. Ни «Тропой Ульчи», ни «Выцвело небо» художественной ценности из себя не представляют.
«Grandi Canzoni. Opus 1» двухлетней давности был интересен и необычен. «Opus Magnum (Grandi canzoni)» можно назвать его идейным продолжателем, однако сиквел полностью провалился. В обоих случаях за звук отвечает бывший клавишник и баянист «Калинова Моста», но если в первом случае их союз с Ревякиным выдал идеальную химию, то в этот раз что-то дало сбой. Нет, столь тяжелые в плане восприятия альбомы у Ревякина были и раньше — например, «Золотое толокно», самый артхаусный альбом в дискографии «Калинова Моста». Однако, в нем были песни и для широкого слушателя (например, заглавная композиция), а на концертах-презентациях (автору удалось побывать на таком в Новосибирске в сентябре 2012 года) Ревякин & Сотоварищи отправили в космос весь зал — настолько мощно и психоделично звучало «Толокно» живьем. В «Опус Магнум» такого и близко нет. Альбом слушается тяжело даже для знатоков творчества Ревякина, некоторые песни вызывают искреннее недоумение. Искренне жаль неподготовленного слушателя — он может никогда больше не захотеть послушать ни одну другую песню «Калинова Моста». Любители того, что сочиняет Ревякин, скорей всего, дослушают альбом до конца, но переслушать захотят «не только лишь все, мало кто может это делать».
Понятно, что настоящие музыканты пишут альбомы не для кого-то, а по своему самовыражению. Но жалко, когда твои мысли и идеи никто не разделит. Новый альбом Ревякина чем-то похож на «Трудно быть богом» великого режиссера Алексея Германа. С того фильма тоже бегом бежали те, кто был не в теме, да и ценители не все выдерживали.
Хоть я и являюсь любителем творчества «Калинова Моста», но, если бы профинансировал эту работу посредством краудфандинга до ее выхода, то чувствовал бы себя, словно вложил деньги в «МММ», когда пирамида рухнула.
Александр «Komandarm» Горелкин