Главная / Почитать / Рецензии / 

«Быть Германом». Opus Magnum Ревякина

А поспорить можно в комментариях.
6 апреля 2015
Дмитрий Ревякин выпустил свой самый артхаусный альбом.

Известный критик Артемий Троицкий однажды сказал о БГ следующее: «плодовитый Боря способен в любой ситуации писать песни, то есть они из него выскакивают с регулярностью отправления естественной потребности». В последние годы пальму первенства по количеству издаваемого материала прочно удерживает у себя Дмитрий Ревякин, основатель и идейный лидер «Калинова Моста». Нет, графоманией Дмитрий Александрович (как и Борис Борисович) явно не страдает — всё, что у него выходило, было весьма интересным.

Но вот в 2015 году выходит новый сольник Ревякина, да еще и с весьма серьезным и претенциозным названием — «Opus Magnum (Grandi canzoni)». Неужели это и впрямь «опус магнум» замечательного автора? Не «Выворотень», не «Оружие», не «Эсхато», а именно этот сольник?

«Калинов мост» многие почему-то называют фолк-группой. Однако, «Opus Magnum (Grandi canzoni)» показывает, что фолк — это вовсе не «Мост». Новый сольник — вот где фолк-мотивы от Ревякина. Другое дело, что уж слишком... кхм... «авторским» этот фолк получился.

Открывающая альбом «Белая рака» — хорошая вещь, с баяном, мелодичная. Однако, для не знакомых с творчеством Ревякина я бы не осмелился ее поставить. Слушается тяжело, в память не западает ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза. Слушая «Ты да я», прямо видится, как парни в косоворотках да босы девки в поле танцуют. «Три казака» — типичное этно, которого ждешь от Ревякина. «Закрутило» — уже с электронными вставками, но тоже в духе первых трех песен.

Для вышеперечисленных композиций актуально замечание по «Белой раке» — песни «тяжело идут», слушать их также интересно, как наматывать размотавшуюся аудиокассету. Хотя первая треть альбома еще куда ни шло. А вот дальше начинаются странности...

«Караваны» — сначала вызывают чувство дежавю с музыкой Эдуарда Артемьева из кинофильма «Свой среди чужих...», а потом — легкий шок своими кабацкими вставками. «Трансаэро» — это вообще самое чужеродное, что удавалось слышать у Ревякина. Я бы не удивился услышать нечто подобное из уст Любови Успенской, например. И почему «Трансаэро»? В Новосибирске же «S7» есть. Или это реклама? Тогда зачем краудфандинг? Обидно за Новосибирск — этот город достоин песни вроде «Камчатки», а не шансона имени авиакомпании.

Танго c электронщиной «Tango Glamur» разбавляет недоумение от предыдущего опуса своей нестандартностью. Но Ревякину все эти опыты с модными звуками удаются, как эфиопам — полеты в космос. Понятно — нечасто обращается Дмитрий Александрович к столь непривычным для себя направлениям. Но, например, Манагеру в альбоме «Добровольный Эдем» песню «Новый год» (сделанную в диаметрально противоположной стилистике всему творчеству «Родины») удалось сделать органичной. Ревякину — нет. Не идет ему это.

Песня «Обитель» получилась ближе к «Калинову мосту» — медленно, к сожалению скучновато, и с баяном. А вот за что хочется похвалить Ревякина — это за «Эсхато-оперетту». Интересный опыт! Попытка сыграть на поле «Аквариума» — у БГ бы такая песня совсем не удивила. Ну и, как обычно, Дмитрий Александрович добавил в свой репертуар еще одну песню с крепким словцом: «И в родстве давно министр, бл%дь и рохля».

«Учусь ходить» — пожалуй, единственная песня, которую можно было бы вставить в концертный сет-лист, хотя бы на время. Хватка у Ревякина железная — если что-то в духе «Калинова Моста», то это будет интересно.

Разбудив слушателя, оставшимися двумя треками альбом снова его усыпляет. Ни «Тропой Ульчи», ни «Выцвело небо» художественной ценности из себя не представляют.

«Grandi Canzoni. Opus 1» двухлетней давности был интересен и необычен. «Opus Magnum (Grandi canzoni)» можно назвать его идейным продолжателем, однако сиквел полностью провалился. В обоих случаях за звук отвечает бывший клавишник и баянист «Калинова Моста», но если в первом случае их союз с Ревякиным выдал идеальную химию, то в этот раз что-то дало сбой. Нет, столь тяжелые в плане восприятия альбомы у Ревякина были и раньше — например, «Золотое толокно», самый артхаусный альбом в дискографии «Калинова Моста». Однако, в нем были песни и для широкого слушателя (например, заглавная композиция), а на концертах-презентациях (автору удалось побывать на таком в Новосибирске в сентябре 2012 года) Ревякин & Сотоварищи отправили в космос весь зал — настолько мощно и психоделично звучало «Толокно» живьем. В «Опус Магнум» такого и близко нет. Альбом слушается тяжело даже для знатоков творчества Ревякина, некоторые песни вызывают искреннее недоумение. Искренне жаль неподготовленного слушателя — он может никогда больше не захотеть послушать ни одну другую песню «Калинова Моста». Любители того, что сочиняет Ревякин, скорей всего, дослушают альбом до конца, но переслушать захотят «не только лишь все, мало кто может это делать».

Понятно, что настоящие музыканты пишут альбомы не для кого-то, а по своему самовыражению. Но жалко, когда твои мысли и идеи никто не разделит. Новый альбом Ревякина чем-то похож на «Трудно быть богом» великого режиссера Алексея Германа. С того фильма тоже бегом бежали те, кто был не в теме, да и ценители не все выдерживали.

Хоть я и являюсь любителем творчества «Калинова Моста», но, если бы профинансировал эту работу посредством краудфандинга до ее выхода, то чувствовал бы себя, словно вложил деньги в «МММ», когда пирамида рухнула.

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии

Илья Мясин08.04.2015, 17:01#
Альбом очень эклектичный. Я бы не сказал, что это фолк. Фолк так или иначе стремится хоть к какой-то аутентичности. У Ревякина много фолковых красок, но они смешаны очень смело, местами вот просто безжалостно, бессмысленно и беспощадно, иначе не скажешь.

Например, в первой песни («Белая рака») подпевки навевают ассоциации с тувинским горловым пением. Партию баяна можно без проблем скопипастить в какую-нибудь требл-джигу (особенно первая часть) — и по гармонии, и по ритму подойдет. О чем, собственно, песня — я с уверенностью сказать не могу. Это наверное какое-то лично мое психическое отклонение, но определить, о чем та или иная песня Ревякина я не могу даже после трех вдумчивых прослушиваний. Но явно не о кельтах и не об алтайских шаманах. Они там для палитры.

Сочетание слабо-сочетаемых фолк-мотивов с электронщиной, плюс ритмическая аморфность — это нью-эйдж, как он есть. У Ревякина и Владыкина получилось чуть интереснее, чем оно обычно бывает — все-таки опыт и индивидуальность не пропьешь. Но блин, у кого на нью-эйдж аллергия (тот я), тот его за километр чует :(

«Трансаэро» и «Караван» действительно выделяются и вызывают недоумение. Это Розенбаум? Нет, это скорее даже похоже на легендарный «Ночной ларек», исполненный «Би-2» в каком-то из фильмов «Квартета И». Стоп. Может это юмористическая музыка? С другой стороны, если понимать концепцию пластинки как «безупречно вылизанное исполнение бессмысленно намешенного всего» — из концепции эти треки совсем не выпадают.

Кстати, название альбома довольно точно передает общее настроение, которое он производит. Что-то такое вычурное, искусственное и не очень понятное. Это латынь, итальянский, или что? Какие кальсоны? Правда? А ЗАЧЕМ???
Komandarm08.04.2015, 19:55#
«Стоп. Может это юмористическая музыка?»

Ревякин, конечно, обладает чувством юмора. Но если он его употребляет и в песнях, то юмор этот столь тонкий и глубокий, что его ни понять, ни увидеть:)

«О чем, собственно, песня — я с уверенностью сказать не могу. Это наверное какое-то лично мое психическое отклонение, но определить, о чем та или иная песня Ревякина я не могу даже после трех вдумчивых прослушиваний»

Если песня хорошая — ты как-то сразу понимаешь, о чем она. А в случае с этим альбомом ты сначала пытаешься привыкнуть к музыкальному фону, тут уже не до осмысления слов.
Илья Мясин15.05.2015, 18:53#
Рецензия вызвала некоторый интерес в группе «Калинова Моста» Вконтакте. С разрешения Сергея Кузьмина публикую тут его подробный комментарий, на память:

Прочитал и ещё раз прослушал... Одновременно соглашусь и с Игорем, и с Иваном, — рецензия хорошая и смелая по-своему, но и моя личная оценка альбома соответствует амплитуде колебаний в самом альбоме, она не «ровно низкая», как у автора статьи.
Видимо, как и рецензенту, придётся попесенно делать разбор альбома:
1. «Белая рака» — да, песня не выдающаяся, но хорошая. 2. «ты да я» — во многом автобиографичная баллада, тоже не выдающаяся, но и не плохая. 3. «Три казака» — как будто эпилог к песне «1904», причём на хорошем уровне. 4. «Закрутило» — явная отсылка к альбому «Пояс Ульчи», с которого у дуэта Ревякин-Владыкин всё начиналось... Песня в духе второго периода «КМ». Очень симпатичная. 5. «Караваны» — действительно труба в аранжировке звучит очень «по-советски романтично», как и в упомянутом фильме, и действительно ужасный кабацкий закос режет слух. (никак не могу представить и оправдать мотивацию Дмитрия и Александра...)
6. «Трансаэро» — парадно-позитивная песенка вполне качественно и презентабельно сделана, что от неё и требовалось. Пожалуй, кроме самого названия песни — всё остальное вполне адекватно и достойно доброй оценки :) (просто переименовать песню в юморной «Энск-Новосибирск» — и всё будет окей!)
7. «Танго» — это, конечно же, не вполне песня, это стихи ДАРа, брошенные на явно чуждый ритм. Стихи можно читать отдельно, а музыку отдать для какого-нибудь телесериала — и всё будет гармонично :)
8. «Обитель» — неплохая песня в духе «КМ», вполне могла бы заменить, например, ту же «Камчатку» на СВА... Может даже так и лучше бы было...
9. «Оперетта» — реально эксперимент, тоже не совсем песня, тоже стихи под непривычный ритм, но уже не чуждый (как в «Танго» и «Караванах»), а скорее полузабытый (ассоциируется с временами Маяковского и его экспериментов...). По-моему, такой эксперимент имеет право на существование. 10. «Учусь ходить» хорошая песня в духе «КМ», запросто могла бы украсить и «Ледяной поход» (рядом с «крестом деревянным»), и СВА (рядом с «Конь-огонь»). Долгожданная для многих качественная студийная запись!
11. Песня о Сашбаше конечно же затянута и конечно же не слишком мелодична. Автор рецензии тут прав — альбом пошёл под гору, так сказать....
12. «Выцвело небо» — несмотря на явно «калиновое» название, — абсолютно нерокерский и нефолковый романс, он уже этим не подходит для финала альбома.

Общий вывод мой личный таков: вычленить из альбома 5, 7, 11 и 12 трэки, поменять название у 6-го — и вот вам вполне завершённый добротный «сольник» ДАРа. Явно не самый неудавшийся альбом, как утверждает автор рецензии. У меня лично к «Сердцу» или к «Жатве» гораздо больше претензий :)