Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) основан в 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссёра и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием.
Возникновение ЦИМ связано с деятельностью двух не зависящих друг от друга организаций. Первая из них — Комиссия по творческому наследию В. Э. Мейерхольда. Вторая — Всероссийское объединение «Творческие мастерские».
Комиссия по наследию, активно работающая по сей день, сформирована сразу после официальной реабилитации Мейерхольда в 1955 году. Комиссию возглавляли П. А. Марков (1955 — 1980), С. И. Юткевич (1983 — 1985), М. И. Царёв (1985 — 1987), В. Н. Плучек (1987 — 1988). С 1988 г. председатель Комиссии — В. В. Фокин. С 1955 по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии являлась М. А. Валентей-Мейерхольд. Члены Комиссии: С. Н. Арцибашев, В. В. Гвоздицкий, Т. М. Горяева, В. В. Иванов, В. П. Нечаев, Н. Ф. Макерова, А. А. Михайлова, Б. Пикон-Валлен (Франция), В. О. Семеновский, И. П. Уварова, О. К. Фельдман, А. А. Чепуров, Н. М. Шейко, В. А. Щербаков.
Несмотря на многолетние ожесточённые попытки стереть память о Мейерхольде, в государственных хранилищах сохранились многочисленные фонды, как раз и составляющие его наследие. Усилиями архивистов, историков театра, учеников и сподвижников Мейерхольда начался многотрудный процесс восстановления правды. Ещё в
60-е годы стали появляться книги, свидетельствующие о подлинном масштабе личности режиссёра; ему посвящались выставки и конференции. Но буквально каждая акция такого рода встречала сопротивление властей. В «Мейерхольдовском сборнике» (выпуск первый, том 1) опубликована составленная А. А. Шерелем обширная «Хроника событий», фиксирующая этапы этой борьбы, длившейся более трёх десятилетий. Лишь к концу
80-х, в эпоху объявленной гласности, наступает ощутимый перелом.
4 февраля 1988 года В. В. Фокин и М. А. Валентей-Мейерхольд обращаются в КГБ СССР с просьбой предоставить возможность ознакомиться с «делом» Мейерхольда. В ноябре — декабре того же года принято решение о публикации документов «дела» и о создании мемориального Музея-квартиры в Москве. С 25 февраля 1989 г. в Театре имени М. Н. Ермоловой, которым тогда руководил Фокин, стали проводиться вечера памяти Мейерхольда.
2 февраля 1990 г. впервые отмечен день смерти Мейерхольда (прежде точная дата расстрела была неизвестна). Собравшись у его дома на ул. Неждановой (Брюсов пер.), более 2 тысяч человек с зажжёнными свечами в руках почтили минутой молчания память деятелей культуры, павших жертвами тирании. 22 июня 1990 г. М. А. Валентей в очередной раз обращается в КГБ, требуя решить (казалось бы, уже решённый) вопрос о Музее-квартире. 23 апреля 1991 г. после бесчисленных проволочек и тяжб, после неоднократных выступлений в прессе членов Комиссии и многих известных людей, а также с помощью Министра культуры СССР Н. Н. Губенко, КГБ освобождает для музея бывшую квартиру Мейерхольда. С этого момента многие акции Комиссии, Музея-квартиры и ЦИМ осуществляются совместно. Всероссийское объединение «Творческие мастерские» (ВОТМ) учреждено Союзом театральных деятелей РСФСР 24 сентября 1987 года.
Авторы этой идеи, они же члены первого правления ВОТМ, — Е. Арье, Вл. Иванов, Д. Крымов, В. Мальцев, М. Мокеев, В. Семеновский, И. Шабалтас, — не случайно использовали в названии объединения слово «мастерские», некогда введённое в театральный обиход Мейерхольдом. Они пытались создать уникальную по тем временам структуру, с помощью которой могли бы реализовать себя представители нового искусства — те, кто был вытеснен на обочину, с кем не желали считаться репертуарные театры-монстры.
В первый же свой сезон «Мастерские» выпустили более 20 (!) спектаклей, осуществлённых прежде безвестными режиссёрами и группами. А. Пономарёв, Клим, В. Мирзоев, В. Саркисов, группа поэтов «Альманах» (М. Айзенберг, С. Гандлевский, Д. Новиков, Т. Кибиров, Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, В. Коваль, А. Липский) и многие другие успешно дебютировали в ВОТМе. Открылись филиалы — в Ленинграде, Петрозаводске, Воронеже.
«Мастерские» существовали за счёт дотации своих учредителей; парадоксально, но, отстаивая идею независимого театра, они находились в полной финансовой зависимости от тех, кому собирались стать эстетической альтернативой. Что привело к добровольной отставке основателей «Мастерских», а в дальнейшем и к окончательной деформации этого романтического замысла первых лет перестройки.
6 марта 1990 г. секретариат Правления СТД РСФСР принимает решение создать на базе Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Центр имени Вс. Мейерхольда.