Трехчасовой заряд «бодряка» на весеннем концерте группы «Телевизор».
18 апреля 2015 года. В календарях многих любителей хорошей музыки этот день отмечен, как юбилей Майка Науменко. Человеку, понимавшему рок-н-ролл, как никто другой в этой стране, исполнилось бы 60 лет. Хороший способ отметить данное событие — это послушать несколько хороших песен в оригинале (ни в коем случае не перепевки) и сходить на группу, которая играла с Майком и его «Зоопарком» на одной сцене и которая сумела сохранить в себе дух того времени. Речь, конечно, о группе «Телевизор».
Заходя в зал в 19.30 и увидев довольно приличное количество народу, я был несказанно удивлен. Обычно публика только к заявленному времени начинает подтягиваться, а тут еще полчала до начала — и уже столько людей! Однако, узнав причину, был впервые рад задержке концерта. Оказывается, время начала было перенесено с 20.00 на 19.00. Все оказалось гораздо прозаичнее. Соответственно, это не публика рано пришла, а я сильно опоздал.
В этот вечер «Телевизор» пришли посмотреть и послушать, по моим подсчетам, человек 200-250. Много это или мало? Конечно, могло быть и больше. Хотя, с другой стороны, в зале было комфортно, не было давки и достаточно пространства для «забега в ширину». Как говорят старожилы, количество публики на питерских концертах ТЗ — величина переменная. Бывает и битком зал, а бывает совсем мало. Самое главное — понимать, что для питерцев это домашний концерт и домашняя группа, поэтому для них это вполне себе рядовой вечер. Сегодня пошел, завтра — нет. Кому-то желательно сделать перерыв, чтобы не «приедалось», а кто-то рад ходить хоть каждый месяц. Кстати, с последнего концерта в клубе «Blackstage» прошло уже 5 месяцев — не так уж и мало.
В ожидании начала концерта внимательные поклонники пытались разгадать загадку — почему на сцене расположение инструментов (и, в последствие, музыкантов) было словно в зеркальном отражении. Ноутбук и ударные слева, стойка с гитарой справа. «А вдруг специальная программа, или по новому альбому заявление будет?», — выражали предположение оптимисты.
«Добрый вечер! Поздравляю вас с наступлением весны» — поприветствовал публику Михаил Борзыкин. И началось то, что можно охарактеризовать двумя словами — весело и страшно.
Вступление получилось действительно вполне весеннее. Весна — время, когда все оживает, поэтому первой песней стало требование «Оставьте меня — я живой!» («С вами говорит телевизор»). Далее были легкие позитивные клавиши из «Не плачь» — одной из песен с «Концерта в Амстердаме», переизданию которого формально был посвящен концерт.
На этом «весна» на концерте «Телевизора», собственно, и закончилась. Одна за другой, в ход пошли мрачные вещи. Сначала про «Веру, которая умерла» («Вера»), затем «Холод». На обеих песнях Михаил активно игрался с микрофонной стойкой и устраивал свои неповторимые танцы.
Каждый день в автобусной давке под взглядом
Усталых небес...
Я вижу тебя, мое завтра. Ты рядом,
Ты уже здесь.
Первые же ноты «Завтра» заставляют любителей «Телевизора» покидать свои тела и уходить в астрал. Со многими творится что-то невероятное, пока Михаил выносит приговор:
Этот мир никогда не станет иным.
Я не хочу здесь себя плодить,
Я не хочу иметь детей...
«Спасибо! Убойная песня!», — кричат группе из зала. Но следующая песня была еще убойнее — безпростветная «Музыка для мертвых»:
Красный металл в ненасытных глазах —
Расплавлено заново ржавое слово «война».
Чтобы дойти до кондиции, после ложки мистического транса полагается ложка ярости в виде «Три-четыре гада»:
Три-четыре гада решают все,
Три-четыре гада имеют власть.
Как они попали туда — я не знаю,
Но чистым туда не попасть!
Накануне в четверг наш президент проводил «Прямую линию» с народом и, отвечая на один из вопросов, заявил: «Люди устали от нищеты, воровства, коррупции и олигархии». Весьма самокритично!
«Дети уходят» стали небольшой передышкой перед двумя жаркими боевиками — «Отчуждением» («Старые скучные ЗВЕЗДЫ-Ы!!!») и «Ада нет».
В припеве «Ада нет» градус музыкальной ярости просто зашкаливает!
Мне не надо другого ада —
Наказаний достаточно мне.
Эта планета — для виноватых,
А другого ада нет.
АДА НЕТ! АДА НЕТ!
Игру света на сцене отлично дополняла творящееся безумие.
Строчка «Твой бог заставит тебя страдать» из следующей песни «Глупая» напомнила мне цитату из «Возрождения» Стивена Кинга: «Религия является богословским аналогом страхового мошенничества с целью наживы. Это все равно что на протяжении всей своей жизни платить страховые взносы так же исправно, как читаешь „Отче наш“, а когда настанет время получить страховую премию, узнать, что фирмы, которая взяла ваши деньги, на самом деле не существует».
В последнее время «Телевизор» стал часто играть «Мы идем» с новым текстом. По сути, это видение Михаила Борзыкина сегодняшней геополитической ситуации:
Революции боялись — реакцию жрите,
Жемчужный Беркут едет в Питер,
И не знает границ народная радость,
Брат заболел — добей брата!
Тысячи трупов — нам все по фиг,
Это хорошо, что будет плохо,
Хорошо, что Гюльчатай открыла
Миру свое бородатое рыло.
За жесткими песнями последовало трио «Дым-туман», «Унижение», «День Михаила» — спокойное, без ядерных вспышек. Хотя под «Унижение» можно было неплохо потанцевать.
Спокойствие прервала «Беги-беги» — лютая антиженская песня:
Со мной ты будешь нищей,
Со мной не накопить,
Тебе цветы и шмотки
Я не смогу купить.
У Борзыкина таких в арсенале много. Чиксам с утиными губами и зашкаливающим чувством собственного величия точно не место на выступлениях «Телевизора». А вот пришедшим на концерт девушкам этот блок песен, похоже, вполне по душе. Одна девочка лет 14, кстати, полконцерта стонала у сцены «Мишенька! Няшка! Ой, я его так люблю!». А «няшка» тем временем продолжал изобличать мир в «Околесице»:
Оттого ли что я стал старым
Или выжил из ума ( хорошо бы!)
Все мне чудится — давно стала
Добродетелью хитрожопость
Прозвучала на весеннем концерте и «Тишина» — достаточно редко исполняемая песня:
Мы — музыканты все,
Нам страшно жить в тиши,
Но если делать много шума,
Можно вечно жить!
Мы будем вечно жить!
Шум «Телевизор» делать умеет! Ярчайший пример — следующая песня «Укатала», один из самых ядреных номеров группы. «И трахала, трахала всю в тебе музыку», — рычал «няшка» Борзыкин. Своим поведением Михаил напомнил Курта Кобейна во время легендарного исполнения «Negative Creep» в Роттердаме 1991-го года. «УКАТА-ЛА-ЛА-ЛА!!!» — разными голосами доносилось из микрофона. Михаил — сторонник активного действия на сцене. Стоять у микрофона, как статуя — это точно не для него. В одном из интервью он сказал, что «в ленинградском рок-клубе команды рубились до последнего. А чтобы сидеть на сцене, нужно быть Маклафлином». Каждую свою песню он визуализирует в движениях и жестах.
«Последний стакан воды» был представлен как «национальная идея». А затем Питер услышал долгожданную премьеру — новую песню «Джунгли возьмут свое», впервые сыгранную неделю назад в Москве. Нотки реггей в припеве — такого у «Телевизора» еще не было. Остается открытым вопрос — когда же все это великолепие будет воплощено в студийном альбоме? Ответа по-прежнему нет.
На этом первое отделение закончилось. 21 песня — ровно столько, к сведению, сыграла «Алиса» в этот же день в Москве за ВЕСЬ концерт. Ну а поклонников «Телевизора» после перерыва ожидало второе отделение, которое Михаил начал с воспоминаний о Борисе Немцове — в частности, о том, как они ходили на Марши несогласных. После этого были «Костыли» — «Мамы-полуфабрикаты, дети-гамбургеры», «А в итоге расфасованное СУПЕРДЕРЬМО!». Биомасса бежит в ужасе от этих строк подальше, любители «Телевизора» одобряют.
Лирическое «Случайно» стало прологом к очередному блоку тяжелых боевиков — «Красный снег» и «Квадраты». Вообще, второе отделение получилось еще более жестким, чем первое.
Небольшой отдых на «Мечта самоубийцы» и «Дежавю» — и настала очередь главного программного хита сегодняшнего «Телевизора» — «Заколотите подвал». Песня про «Кремлядь» в конце нулевых и в десятых годах по силе своего воздействия, на мой взгляд, ничем не уступает «Твой папа — фашист» в 80-х. Борзыкин в ней сумел емко отразить всю суть сегодняшнего времени. Поэтому народ встретил «Подвал» таким ревом, что едва не заглушил музыку. «Разуй глаза! Не хочу назад! Чемодан! Вокзал! Совок!», — кричал Борзыкин. «Чемодан! Вокзал! Совок!», — поддерживал в ответ зал.
После призыва к активному выражению своей позиции в «Сиди дома», была исполнена самая тихая песня из нового цикла, ожидающего студийное воплощение — «Хороводоворот».
Покружившись в хороводовороте, из XXI века «Телевизор» перенес нас в 1987 год, к «Отечеству иллюзий», дабы показать, что ничего за 28 лет не изменилось. «Чем дальше — тем хуже» — неоптимистичный прогноз дает песня.
Следующая за «Отечеством» «Молча» пронеслась, как лавина. Но следом за ней шла катастрофа похлеще урагана «Сэнди» — сам «Мегамизантроп»! Что тут началось! Зал, вскидывая руки, орет «Человечество — КУЧА ДЕРЬМА!». А как только пошел припев —
Между Мегамизантропом и мной
Возникает эта пропасть весной
— на танцполе наступила настоящая вакханалия.
В «Просто быть никем» прозвучал еще один из диагнозов Борзыкина нашей стране — «А в России зима». До оттепели нам и в самом деле далеко во всех смыслах. А затем — то ли по заявке зрителей, то ли по запланированному трек-листу — была сыграна «Люли-люли», одна из лучших песен о любви. Почему лучших? Вы слушайтесь — каков подход! Если Шевчук под свою «Любовь» призывает плодиться и размножаться, то Борзыкин говорит о том, что «этим словом провонял весь мир», называет любовь рабским чувством, «жирным словом», «сахарной пудрой на куче дерьма / боевой камасутрой для вонючих масс». И под какую хитовую музыку это поется!
Люли-люли-люли, любовь!
Полюбуйся на своих рабов!
Мы себя обманули тобой
И скулим миллиардами ртов
Люли-люби-любовь!
Михаил — потрясающий мелодист! Если бы на эту музыку был положен другой, более «позитивненький» текст — наверняка в 1995-м году эта песня звучала бы из всех радиоприемников. Но этот трек сочинил Борзыкин, поэтому поток ярости переносит ее в раздел «неформат». А в зале под нее танцуют.
Затем пошла сатирическая «Очки», где лидер «Телевизора» сумел раздать оплеух всем помаленьку. После этого Борзыкин решил «добить» зрителей еще одним вечно актуальным номером — «Нет денег».
Это факты, это не жалоба —
Мир всегда принадлежал жлобам.
Просто он устроен так:
Кабак да зона, зона да кабак.
После осенне-зимнего пике рубля песня стала звучать еще печальнее.
Прохаживаясь во втором отделении преимущественно по относительно новым композициям, в трек-листе находилось место и старой классике. «Рыба гниет с головы» звучит не так часто, как хотелось бы, но все же периодически радует своим присутствием в сет-листах. Зато без песни «Звездная» ни один концерт «Телевизора» в Питере уж точно обойтись не может!
Следующим номером Борзыкин пожелал зрителям «беречь своих тараканов в голове». Скрипящие на зубах «Тараканы» — хорошее лекарство от расслабления.
Закончить основную часть концерта Михаил все-таки решил на лирической ноте — «Мандариновым снегом». Но долго баловать народ лирикой — это не в его стиле. «Не расслабляемся, ребят — война идет», — как говорил капитан Медведев в «Войне». Поэтому «бис» был суровым — «Твой папа — фашист» и «Газпромбайтер». С пожеланием «встрепенуться, бодряка всем» Борзыкин & сотоварищи ушли со сцены, поставив точку в музыкальном марафоне, длившемся более трех часов.
После концерта, во время очереди в гардероб, один из зрителей (по его словам, приехавший из Кирова), делясь своими впечатлениями, сказал, что ему «немножко не хватило». Правильно — с концерта, как и после обеда, влучше уходить немножко голодным, чтобы было желание «продолжения банкета». 12 сентября «Телевизор» будет играть в «Главклубе» — он же Ленинградский дворец молодежи. Там было записано «Отечество иллюзий», там 16 ноября 1987 года Михаил Борзыкин выступал в маске Горбачева. Надвигается буря!
Сет-лист:
1 отделение:
1. С вами говорит телевизор
2. Не плачь
3. Вера
4. Холод
5. Завтра
6. Музыка для мертвых
7. Три-четыре гада
8. Дети уходят
9. Отчуждение
10. Ада нет
11. Глупая
12. Мы идем
13. Дым-туман
14. Унижение
15. День Михаила
16. Беги-беги
17. Околесица
18. Тишина
19. Укатала
20. Последний стакан воды
21. Джунгли возьмут свое
2 отделение:
22. Костыли
23. Случайно
24. Красный снег
25. Квадраты
26. Мечта самоубийцы
27. Дежавю
28. Заколотите подвал
29. Сиди дома
30. Хороводоворот
31. Отечество иллюзий
32. Молча
33. Мегамизантроп
34. Просто быть никем
35. Люли-люли
36. Очки
37. Нет денег
38. Рыба гниет с головы
39. Звездная
40. Тараканы
41. Мандариновый снег
42. Твой папа — фашист
43. Газпромбайтер
Александр «Komandarm» Горелкин
Выражаю благодарность пресс-секретарю группы «Телевизор» Ксении Ивановой за предоставленную аккредитацию.
Видео с концерта: Музыкальные видео из первого ряда (http://vk.com/club40299106)