Главная / Почитать / Рецензии / 

Дмитрий Ревякин — «Grandi Canzoni. Opus 1»

А поспорить можно в комментариях.
29 мая 2013
Альбом, который может удивить.

В последние несколько лет продуктивность Дмитрия Ревякина находится на запредельной отметке. Альбомная засуха, продолжавшаяся с 2001 по 2006 год, сменилась наводнением новых работ. Практически что не год — то релиз (а то и два) по системе «вышел альбом — в работе еще два-три». При этом нужно заметить, что все работы были на хорошем качественном уровне. Продуктивность не стала означать «на поток».

Работа над новым сольным проектом Ревякина началась в декабре 2010 года в Новосибирске — аккурат после двух предъюбилейных концертов (один из них выпущен на DVD под названием «Песни обломка стрелы»). Работали в родной Сибири, со многими бывшими музыкантами «Калинова Моста» — Александром Владыкиным (он сделал все аранжировки альбома), Евгением Барышевым и другими. За барабанами сидел бессменный Виктор Чаплыгин. Осенью 2012 года работа была закончена... и в интернет-пространстве развернулась самая масштабная маркетинговая компания в истории «Калинова Моста» и Ревякина.

Данный сольный альбом уже до его выхода стал уникальным. Причина тому — способ его продажи. Честно говоря, было весьма неожиданно видеть Дмитрия Ревякина, вещающего с различных видеороликов, подобно Сергею Мавроди, с просьбой материально поддержать проект под названием «Сольный музыкальный альбом Дмитрия Ревякина» на planeta.ru. Этого можно было ждать от кого угодно, но не от такого уникального музыканта со своеобразной жизненной философией. Тем более в эпоху, когда все чаще музыканты сами выкладывают альбомы в сеть и в случае, если альбом понравится, предлагают заплатить по принципу «кто сколько может» (как это делает «Аквариум» на «Кругах»). А некоторые исполнители просто выкладывают альбом в сеть, при этом предупреждая слушателей, чтобы они не вздумали никому платить за него. Яркий пример такого случая — Последние Танки В Париже (П.Т.В.П.).

Поддержать проект предлагалось в четырех способах:

  1. безвозмездно отправить какую-либо сумму;
  2. за 250 рублей и выше — получить цифровую копию альбома + «Спасибо» на сайте;
  3. за 750 рублей и выше — цифровая копия альбома + «Спасибо» на сайте + приглашение на специальный закрытый концерт «Калинова Моста».
  4. за 1200р. и больше вы получали все вышеперечисленное, а также новую книгу стихов Ревякина «Знаки небес» с автографом автора.

Данная акция очень напоминает способ дистрибуции, которым в последние годы неизменно пользуется Павел Яцына, основатель и лидер группы «Красная плесень». У того также — кто заплатил за альбом, тот его и получит (причем чем больше сумма взноса, тем больше песен). Однако, если Ревякин просто предлагает поддержать проект, то Яцына собирает деньги конкретно на запись альбома, мол, хотите что-то услышать — скидывайтесь нам на студию. Впрочем, в отличие от Яцыны, у которого раз за разом деньги собираются все труднее, у Ревякина этот проект пошел куда успешнее — судя по цифре, которая высвечивается на странице проекта, альбом окупился с лихвой. И это до выпуска на физических носителях. Хотя будет ли он, этот выпуск?

Можно еще долго рассуждать о данном поступке Ревякина, но лучше всего закончить с материальной частью альбома и перейти к творческой. Благо, здесь все гораздо позитивнее.

Первый вопрос, который возникает при прочтении словосочетания «сольный альбом Дмитрия Ревякина»: а разве «Калинов Мост» — это не есть Дмитрий Ревякин? Зачем Дмитрию нужно выпускать альбомы под своим именем? И в чем отличие между сольниками и альбомами «Калинова Моста»? На эти вопросы дать ответы может только сам Ревякин. Что известно точно — так это то, что новая работа получилась очень крепкой и разнообразной. Каждое произведение — отдельный маленький шедевр! Песни не похожи друг на друга — возможно, это и есть главное отличие между сольником и альбомом «Калинова Моста».

Многие считают, что «Калинов Мост» незаслуженно причисляют к жанру «фолк». Здесь можно поспорить, но одно можно сказать точно: «Grandi Canzoni. Opus 1» — однозначно самая фолковая работа Ревякина как минимум последних 20 лет (со времен «Пояса Ульчи»). Здесь практически нет ударных (более-менее отчетливо они слышны лишь в маршеобразных «Дульсинея» и «Обряд седьмого свода»), зато очень много разнообразных этнических мотивов. Возможно, в этом главная заслуга Александра Владыкина, который делал аранжировки альбома. Его влияние на итоговое звучание очень велико. Это будет особенно отчетливо слышно, если послушать альбомы других исполнителей, которые записывались у Владыкина. Например, чувствуется сходство с последним альбомом Лукича «Полярная звезда».

Как уже было сказано выше, альбом очень разнообразен. В открывающем альбоме «Дрейфе» Ревякин похож на позднего Джонни Кэша, а великолепный проигрыш на баяне в конце напоминает БГ эпохи «Русского альбома», когда там играл Сергей Щураков. «Молилась мама» по форме более похожа на «Калинов Мост», но смычковые инструменты на фоне вокала и гитары Ревякина придают ей особый колорит. В «Задом наперед» Дмитрий продолжает излюбленную казачью тему под мелодию, похожую на народные мотивы. «Дульсинея» по меркам альбома — настоящий боевик, с неожиданно испанской тематикой.

Главным откровением альбома стала песня «Антибля». Песня, можно сказать, состоит из двух частей. Первая — самая радикальная, электронная. В ней Ревякин позволил себе предельно жесткие фразы («Бракованные жопы вытирать...») и даже ненормативную лексику («Где ночь бугриста / Запомни, блядь, речевку нигилиста...»). Впрочем, слово, обозначающее, по выражению известного диакона Андрея Кураева, блудницу встречается в песнях Дмитрия не так уж редко. Например, на крайнем альбоме «Калинова моста» «Золотое толокно» в песне «Горемыки» звучит «И резвятся неуёмно вор да блядь...», а в 80-х он так разошелся на концерте, что спел в «Полонянах» «Эх, блядь, занесли кони вороные...».

Что касается второй половины, то в ней мы слышим традиционное этно.

Следующая за «Антибля» «Negative tango» в музыкальном плане — действительно реальное танго, однако под такой текст вряд ли кто согласился танцевать. Песня «Падают листья» по своему духу похожа на поздний спокойный КМ. В «Miraculium absolutum» Ревякин читает белый стих под музыку, словно Егор Летов. «Обряд седьмого свода» снова похож на «Калинов Мост, но уже образца 90-го года, отчаянный и мощный. Удалой казацкий «Год 1904» вместе с Ревякиным исполнила Татьяна Анциферова, уже известная поклонникам Дмитрия по альбому «Обряд» проекта «Ревякин и соратники» (песня «Ветер южный»). Ну а «Вечер марта» ознаменовал спокойное завершение альбома.

В итоге можно сказать, что «Grandi Canzoni. Opus 1» — крепкая, достойная и, в какой-то степени, неожиданная работа Дмитрия Ревякина, доказывающая, что он еще может удивлять.

Комментарии