Главная / Почитать / Рецензии / 

Догнать и перегнать «Rammstein» (Алиса — «Цирк»)

А поспорить можно в комментариях.
6 октября 2014
На новом альбоме «Алисы» Константин Кинчев выдает хиты и активно «ботает по фене».

Часть 1. Лирическая

Максим Макфлаев долго ждал этого дня. Док вставил в свой ГАЗ 24 удивительный механизм, способный «пронзать пространство» — как у Шурика в «Иване Васильевиче», только машина времени дока могла уходить не только в прошлое, но и в будущее. Максим мечтал попасть в будущее. Ему было интересно посмотреть, каким станет Ленинград в 2015-м году в результате «ускорения», о котором в апреле объявил новый генсек. Но еще интереснее ему было услышать, какие песни будет писать Костя Кинчев, лидер молодого рок-коллектива «Алиса». Максим видел группу на фестивале Ленинградского рок-клуба и одном из квартирников и был поражен энергией, искренностью и легкостью, которую излучали ее песни. Словно питон Каа, звал его призыв «Иди ко мне!» из одноименной песни. Меломанство — это болезнь, но приятная. Молодому человеку не терпелось услышать все песни «Алисы» разом. Как он их добудет, он пока не думал — главным было очутиться там, в будущем. В качестве денег взял две игры «Электроника» — может быть получиться продать их какому-нибудь антиквару.

Разгон решили делать на Малом проспекте — машин ночью здесь все равно нет. Дата — 25 октября 2015 года, 1:15 ночи. Док пожелал Максиму удачи. Молодой человек выдохнул гагаринское «Поехали», включил первую передачу и нажал на педаль газа. Разгон идет быстро: вторая передача, третья, четвертая... вспышка... и он чуть не врезается в ехавшую впереди «семерку». Чудом увернувшись, Максим подумал, что он все еще в 1985-м (ему и в голову не могло прийти, что эту модель будут продолжать выпускать так долго), однако совершенно другие номерные знаки, а также десятки стоящих у поребрика автомобилей причудливой формы дали ему понять, что он все-таки в другом времени. Получилось — он проехал на 30 лет вперед!

Загнав машину во двор неподалеку от 8-й линии, Максим отправился гулять по ночному Ленинграду будущего. В принципе, особо ничего не изменилось — только на фасадах стало много разноцветных вывесок, кое-где вместо старых зданий стояли некрасивые железные дома, большинство проходных дворов были закрыты решетками, а парадные заперты на железные двери, в которых не было замочных скважин, но зато было цифровое табло, как на импортном телефоне. Также насторожило отсутствие «Авроры» около «вечной стоянки». «Неужели распилили?», — подумал Максим.

За прогулкой день сменил ночь. Привычная суета никуда не делась, ленинградцы спешили по своим делам. Внешний вид людей приятно удивил Максима. «Одеваются все гораздо лучше, чем в наше время. Наверное, шить наконец-то научились», — отметил он. Ему даже стало стыдно за свой серенький костюм, в котором он надеялся слиться с толпой. Но самое главное отличие Ленинграда прошлого от Ленинграда будущего для него пока заключалось в автомобилях. Просто невероятное количество машин самых разных моделей!

На одном из перекрестков случилось то, что заставило биться сердце Максима с бешеной скоростью: в стоявшей на светофоре машине из радиоприемника кто-то пел «Такие дела, хозяин! Такие дела». С трудом, но он узнал в этом изменившемся голосе Костю Кинчева. Да, это он! Они записали ту песню, которую он слышал на квартирнике в акустике. Конечно, музыка была какой-то непривычно тяжелой — все-таки на концерте в рок-клубе в исполнении группы он слышал гораздо более легкий стиль под названием «нью вейв», а здесь настоящий метал, но совершенно не похожий на то, что ему приходилось слышать из этого направления музыки. «Может быть поменяли стиль — все-таки 30 лет прошло», — размышлял Максим. До настоящего удивления оставалось 5 минут

Продвигаясь к Невскому проспекту, он еще раз услышал голос Кинчева. На сей раз песня была незнакомая. Машина не стояла на перекрестке, а пронеслась по дороге, поэтому он услышал всего несколько слов, которые заставили волосы встать дыбом:

Прыг-скок, прыг-скок с пятки на носок.
Тех, кто шибко залупался вывезли в лесок.

Что? Это «Алиса»? Нет, это не может быть «Алиса». Хотя нет — голос все-таки его — Кости Кинчева. Постаревший, изменившийся, но все-таки Максим его узнал. Да как это вообще могли залитовать? Неужели в рок-клубе (и в стране) совсем отменили цензуру?

На Дворцовой площади Максим увидел группу неформальной молодежи, которая что-то разглядывала и обсуждала. Он решил подойти и послушать, о чем они говорят. Вблизи он увидел, что в руках у одного из неформалов было нечто вроде «Электроники», только вместо волка, собирающего яйца, экран показывал изображение, словно в телевизоре. На этом карманном «Рубине» они смотрели чей-то концерт. Присмотревшись, Максим узнал во фронтмене постаревшего Кинчева. Константин пел:

Эй, хохлы — вас опять нае#али!
Эй, бойцы — век не помнит минут...

Максим был в шоке. Куда подевался интернационал? Что вообще здесь происходит?

...И тут Максим проснулся. Оглядевшись, он понял, что находится в своей квартире, в 1985 году. Хорошо, что все это оказалось всего лишь сном. Пожалуй, он больше не хочет лететь вперед в будущее, чтобы проверить, насколько его сон являлся явью (об этом он скажет доку завтра по телефону). Вместо этого он подошел к своему магнитофону и включил бабину, которая в нем стояла. «Импульс начала, мяч в игре...». Ему очень нравилась «Алиса».

Часть 2. Прозаическая

Альбом «Ъ» (он же «Твердый знак») ознаменовал собой некую новую веху в творчестве группы «Алиса». В течение двух лет — с 2010 по 2012 — группа выдала сразу три новых работы, однако с каждым разом альбомы становились все более удручающими в музыкальном плане. Количество запоминающихся, «цепляющих» песен с каждым разом становилось все меньше и меньше. Кто может сходу вспомнить, какие песни на альбомах «Твердый знак», «20.12» и «Саботаж» вы считаете успехом группы, которые достойны занять место в «зе бесте»? С «Ъ» вспоминается заглавный трек, «Крен», «Работа», «Фавор». В «20.12» — «Шейк», «Руны» и «20:12». В «Саботаже» — «Саботаж» и «Левша». Тенденция налицо.

В этой связи новый альбом «Цирк» ожидался весьма настороженно. Но «все переменится, ветер изменится».

«Цирк» — это первый альбом «Алисы» со времен «Пульса хранителя дверей лабиринта», каждую песню с которого было бы интересно услышать на концерте-презентации. Первое впечатление, которое производит работа — ее очень интересно слушать, есть характерные для «Алисы» мелодии, интонации, которые «цепляют» также, как и прежде. Особенно успешными в этом плане стали «Музыка» и «Когда окончится день» — самые яркие хиты нового альбома. Припев последней песни —

Всё перемелется,
Ветер изменится,
Лунная ночь успокоится сном
С первым солнцем.

по своей мелодичности сравним с «Синим дымом» — хочется идти и напевать. Ну а «Музыку» можно хоть сейчас отправлять на радиостанции — это стопроцентный хит.

Константин Кинчев обещал «припанкованный» альбом — и обещание свое сдержал. Хочется «пожелать удачи в бою» тем, кто будет на концертах находиться в первых рядах. Добрые две трети альбома имеют характерный «мясной» оттенок. Явно выделяется здесь трек «Прыг-скок» — по своему стилю это едва ли не чистый «Motorhead».

Отдельно стоит отметить две старые песни, которые наконец-то обрели каноническое студийное звучание — «Такие дела, хозяин» и «Шанс». Первая получилась молодой и озорной — как на квартирнике 29-летней давности. Клавиши, изображающие трубы, «у-у-у» аля «Barbra Streisand», заводной ритм — все это делает студийку «Хозяина» отличным подарком алисаманам.

«Шанс» ждали, как ни одну другую песню, имеющуюся у Кинчева в загашнике. И вот ей, пожалуй, не хватило надрыва. В 1995 году песню пел Кинчев, которому действительно было знакомо, что такое «твою кровь опять разбодяжил раствор». В 2014 году по голосу этого не слышно — сегодняшний Константин, слава Богу, с этим давно не связан.

Если первое впечатление от прослушивания самое позитивное (музыкальная форма идет на «ура»), то вот вторичное, более глубокое — от текстов — уже не такое однозначное. Видимо, панковское настроение при написании песен действительно имело место быть. Например, слово «вонь» в рамках одного альбома упоминается в двух разных песнях.

Неизвестно, что стало поводом для подобного рода строк (может быть, сотрудничество с группой «25/17» имело тлетворное влияние?), но количество «фени» у автора «Стерха», «Шабаша», «Пасынка звезд», «Мамы» в этот раз зашкаливает за все пределы. Тут и писать особо ничего не нужно — можно просто привести цитаты:

Тех, кто, сука, гонит,
Ловят на ля-ля.
Слишком много вони
В тусе у руля.

Главным быть неплохо
Только до поры.
Разведут, как лоха,
И качнут с игры.

...

То на то поставить,
И вернуть на то.
Вот, как любит править
Это шапито.

(«Охота»)

А тех, кто достал,
Облизал цемент.
На дне кормит рыб
Без вести пропавший контингент —
Сечешь момент?

(«Засада»)

Туда-сюда, или как-то вот так

(«Шаги»)

Кто залупился, те легли под карандаш

...

Всех посчитали, вот те подпись, вот печать.
Не по-пацански в теме заднюю включать.
Тебя проглотят, только дашь им слабину,
И раскрутилось все по беспределу.

(«Прыг-скок»)

Слушая подобные опусы, возникла ассоциация с «Rammstein» — причем не столько в музыкальном, а именно в текстовом плане. Немцы всегда были известны подобными стихами — благодарим вокалиста Тилля Линдемана. Вот, например, припев «Pussy» с крайнего альбома «Liebe ist für alle da»:

You’ve got a pussy
I have a dick ah
So what’s the problem
Let’s do it quick

Константин Евгеньевич явно решил не отставать в плане эпатажа:

Прыг-скок, прыг-скок с пятки на носок.
Тех, кто шибко залупался вывезли в лесок.

(«Прыг-скок»)

Интересно, что по поводу таких текстов сказал бы Александр Николаевич Башлачев, у которого Кинчев (по его же словам) многому научился в плане обращения со словом. Рифма-то есть, но в стихах у школьника-нигилиста она тоже есть. Пой Константин такие тексты в середине 90-х — очередь в его подъезде выходила бы во двор и никакие пламенные речи в ДК «Меридиан» ее бы не разогнали.

Несмотря на слабые и нетипичные для «Алисы» строки (хотя у определенной части аудитории они, безусловно, получат одобрение), по музыкальной части альбом получился ураганным, поэтому на концертах песни точно будут иметь успех. «Такие дела, хозяин», «Музыка» и «Когда закончится день» достойны занять место в постоянном сет-листе группы.

Кинчев всегда отзывался с трепетом о цирке, как сцене для выступления. Дань уважения была отдана сполна.

P.S. Едва вышел «Цирк», как Константин Кинчев заинтриговал уже совсем другим материалом. 19 сентября в Великом Новгороде группа исполнила песню «Нае#али». В какой-то степени это продолжение песни «Власть» 2007 года (записана на альбоме «Пульс хранителя дверей лабиринта»). Тогда КК пел:

Оранжевые сопли, очкариков сны
Предчувствие гражданской войны

В этот раз текст получился гораздо жестче:

Эй, бойцы/хохлы — вас опять нае#али!
Эй, бойцы/хохлы — век не помнит минут
Все, как всегда, и лучше будет едва ли
А если что, то вас опять нае#ут

Так что интересно, что будет дальше. Костян еще может заинтриговать. Но это уже совсем другая история.

Александр «Komandarm» Горелкин

Комментарии

Илья Мясин07.10.2014, 22:06#
Максим был в шоке. Куда подевался интернационал? Что вообще здесь происходит?

Конкретно напомнило картинку:

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8.jpg
Илья Мясин07.10.2014, 22:06#
А кстати, действительно, почему именно 2015?
Komandarm07.10.2014, 22:38#
Потому что в фильме был 1985 и 2015)
Илья Мясин08.10.2014, 00:16#
Аааа :)
Антон Тютюник10.10.2014, 22:07#
В какой-то степени это продолжение песни «Власть» 2007 года (с альбома «Стать Севера»). Тогда КК пел:
наверно все таки ПХДЛ а не Стать Севера
Komandarm12.10.2014, 18:59#
Антон, да, спасибо за замечание! Написал по памяти — просто в 2007-м году песня появилась, вот и записал в альбом 07-го года:)