Рай за 40 минут.
Долгий бег — по дороге должно повезти.
Грязный снег и другие приметы пути.
(Сантим — «Голод»)
Для любителей московского андеграунда 2015 год стал действительно полон на события. Вышли 2 книги, частично или полностью посвящённые «Формейшену». Одна из самых ярких групп московского движения возрождается и даёт пару концертов. Так же не обошлось и без музыкальных новинок от старожил: «Ожог», «Брешь Безопасности», «Лисичкин Хлеб» и «Мирный Атом» выпускают альбомы (к слову, для последней группы это стало первым альбомом за 20-летнюю историю). Всё это возрождение движения и дало на суд слушателей самый главный, по моему скромному мнению, альбом 2015 года нового (а нового ли?) проекта интеллектуального алкоголика-бунтаря Ильи Малашенкова (Сантима).
Искушённые и голодные до альбомов слушатели Сантима большинство песен слышали ещё задолго до появления этого Шедевра. 90% в том или ином виде были ранее сыграны в акустике или в электричестве — например, «Никитский бульвар», «На ’Повесть о приключениях Артура Гордона Пима’», «Non serviam», «Речка», «Голод», «90-е» активно игрались в электричестве в конце 2000х. Другой блок — «Живым тяжело ч. 2», «Ночь рождения иуды», «Рай на Земле» — отлично были известны слушателям в акустических версиях. По сносно записанным концертам можно было судить, насколько интересным по песенному наследию получится альбом, поскольку в нём представлены песни из всех периодов творческого пути Сантима: ранее тихая «Рай на Земле» из начала 90-х здесь звучит увесисто и к месту. Песня «Стая» игралась следующим по списку коллективом Сантима, «Бандой Четырёх», в середине 90-х. «Живым тяжело ч. 2», «Речка» до поры до времени существовали лишь в акустических версиях. А остальной материал составлял репертуар Сантима в конце 2000-х, так что альбом можно назвать не совсем новым. Но это вовсе не камень в огород музыкантов. Коллектив потратил уйму времени на создание этого альбома, если верить информации с диска — целых 5 лет. Но ожидания какого-то прорыва или сенсации, верных слушателей не обманули! В альбоме сочетаются и отлично друг друга дополняют продуманные аранжировки, первоклассное исполнение и поэтичные тексты. Скорее всего трудно уловить то настроение, в котором писалась песня в 90-е или 2000-е и спеть уже по прошествии такого громадного отрезка времени на таком же уровне, как задумывалось тогда. Однако Сантим с этим великолепно справился.
На мой взгляд, альбом получился своеобразным взглядом назад и переосмыслением (а может быть заполнением пробела) или проверкой временем этих песен. По моим ощущениям, эта работа получилась «городской», когда я слушал альбом в первый раз мне грезился пыльный, бетонный город («и город последний, наверное это Москва?»). Редкие быстрые композиции «Дневник Джона Ди», «Non Serviam», «Стая» разбавляют задумчивое настроение. Альбом щедр на медленные и вдумчивые песни: «Никитский бульвар», «На ’Повесть о приключениях Артура Гордона Пима’», «Живым тяжело ч. 2», «Речка», «Голод», «Ночь рождения иуды», «90-е» — слушая эти песни, действительно как-будто не спеша пробираешься сквозь туман в поисках заветного Рая, но, как подсказывает заглавная композиция, никуда идти и ничего искать не надо.
Альбом получился цельным с первой до последней ноты. Если убрать какой-то кусочек (в данном случае назовём это «шаг вперёд»), то целостная картина (в нашем случае путь) прерывается и выглядит бессмысленным.
Ощущение какого-то пути есть в каждой песне на этом Шедевре.
«С севера к югу стая на всех крылах
От холода раннего мая и от июля в снегах»
Но это путь неторопливый, вдумчивый к краю пропасти, а может и дальше? Ещё от альбома веет холодом, но Сантим даже не даёт надежду, да она и не нужна, на перемену погоды.
«Мне б закутаться в вату туманов, смотреть,
Как кончается жизнь или наоборот?»
Песни пропитаны смирением с неизбежным поражением: «Чёрный цвет...поражение было вчера». Бесконечной темнотой: «Сполох огня — постоянно меняется форма», даже блужданиями в потёмках «Эхо первого слова меня доведи» и «В белом тумане финала укрыты восходы, Изумрудное небо в просветах метели». Так же на этот альбом хорошо бы вписалась по настроению и ощущениям «Ночью через лес». Может быть именно с такой стороны Сантим и видит Рай на Земле.
Стоит отметить запоминающиеся гитарные соло в нескольких песнях: «Дневник Джона Ди», «Речка», «Голод».
Если Сантиму для следующего альбома потребуется столько же времени или больше, что ж — будем ждать, поскольку таких целостных по восприятию и содержанию альбомов в последнее время всё меньше и меньше.
«Эхо старых слов и советов перегретым паром клубится.
Но далёкое звёздное лето на мгновение может присниться.
На мгновение можно вспомнить, как лежал глупый мир под ногами.
Возвращенье к родному дому не отмечено огоньками»
(Сантим — «Отто Скорцени»)
Григорий «Чужой» Селезнёв
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.