Романтизированный britpop из Томска.
Вместо вступления: кто такие «Бумажные тигры»? Это двое в меру модных, но не в меру любящих блуждающие тени проклятого старого дома, молодых человека. После метаморфоз с составом, группа вернулась к тому, с чего и начиналась — к паритетному творческому союзу.
Нужно отдать должное — «Бумажные тигры» в своих песнях не педалируют эстетику сибирских лесов и загадочных болот из песни «Король и Шут» «Помоги мне», в которой тонут старики, Кроме того, одним из плюсов «Бумажных тигров» является то, что своему слушателю они не навязывают штамп якобы криминализированной романтики провинциальных ПГТ, не эксплуатируют творческое наследие местных патриархов и пророков.
«Бумажные тигры» стараются исполнять романтизированный britpop, смахивая своим мифическим хвостом вспыхнувшей кометы весь унылый и опостылевший налёт postpunk’a, оплетающего вторичной паутиной независимую сцену. Конечно, в целях внесения посильного вклада в манчестерский ренессанс и Ярослав (вокалист группы) мог бы петь в цинковое ведро для создания аутентичного вокала, но избежал этих искушений.
Запись альбома была сделана в домашних условиях, от того качество звучания получилось в лучших традициях Lo-Fi, что является для кого-то плюсом, а для кого-то уверенным минусом в восприятии.
Открывает альбом песня «Гонщик». «И раздался крик во мге, кровь в лицо попала мне» — ты падаешь вниз, ты — падаешь вниз. Однако, в отличие от легендарной песни, «Гонщик» более склонен к рефлексии, осознает, что гонка окончена, без самооправданий, что человек мешал ему проехать. Песня о проигранной гонке по головам за золотым тельцом. Пусть кто-то теплым шампанским отпразднует свои похороны, а мы бессмертно будем падать вниз.
Следом за «Гонщиком» к нам приходит блуждающая тень Мурата Исмаиловича Насырова, констатирующая факт, что «Я это — ты». При прослушивании данной песни у меня создалось впечатление, что это сам М.И. Насыров, прочувствовав весь холод земляного покрывала и ощущение вечной весны в одиночной камере, напросился исполнить песню голосом вокалиста «Бумажных тигров», предварительно пообщавшись с Яном Кертисом. Ведь как иначе объяснить, что заключительный истерический рефрен, возвещающий, что все мы — как и М.И. Насыров — трупы, так схож по манере вокала с песней «Joy Division» «Digital». Что касается музыки, то трек очень запоминается своей мелодией. Как говорил один небезызвестный брат, одной из ключевых составляющих популярности того, чье имя нельзя называть, была простота мелодий в том плане, что практически любую тему песни можно наиграть на детском клавишном инструменте одной рукой. Также и в этом случае.
Песня «Шантаж» наполнена скрытыми аллюзиями на то, что «в Багдаде всё спокойно» («Аукцион» — «Тоска»), но, тем не менее, необходимо скрываться, прятаться, покидать постель и выходить на последний раунд игры в прятки с загадками. В плане музыкальной атмосферы песня нагнетает тревогу и детское чувство загадочной тайны, обычно возникающее после прослушивания гениального творения Mark’a Snow, открывающего новую серию «X-files». Самая серьёзная, динамичная и целостная песня в альбоме.
Тема о том, что обычно происходит на танцах, уже была неоднократно затронута и раскрыта классиками. Так, например, Юра Хой достаточно конкретно и доступно изложил всю суть сельской дискотеки («Сектор Газа» — «Танцы после порева»). Только реалии, в которых существуют «Бумажные тигры», далеки от сельского простора и 90-х. Песня «Танцевать», довольно простая по смыслам, описывающая современное влечение с первого взгляда в рамках одного (обычно для многих) вечера в городских джунглях. Для многих, но только не для тех, для кого предназначен точный выстрел в темноте, кто ищет в черно-белых снимках твою улыбку. Менее трагично и страдальчески, чем танцы на битом стекле, не так физиологично и фактологично, как танцы после порева, но динамично и правдиво, как это часто бывает сегодня — не дождавшись последней песни с незнакомцем уходишь вместе. По сумме исполнения и музыки песня чем-то напомнила «Лес и камни» группы «Super Besse», но, тем не менее, не лишена оригинальности.
Песня «Ардженто» как бы следует логическим продолжением «Танцевать», где в медленном танце одиноких сердец переплелись общие интересы к фильмографии одного из режиссеров и романтика совместных вечерних (перетекающих в ночные) просмотров кинолент.
В тексте есть упоминание, что «нашим с тобою тайным паролем станет черный тюльпан», наводящее на мысль, что пара влюблённых любит не только фильмы Ардженто, но и «Груз 200», или, допустим, Розенбаума. Только всё это домыслы и отсылка к просмотру французской классики про юношей бледных со взором горящим.
Заглавная песня «Ботаника». Так как группа «Бумажные тигры» родом из города Томска, в песнях не осталась в стороне тема краеведения. Заглавная песня альбома рассказывает про крах Тартарии, про поражение его короля от неизведанного оружия, погружает нас в мистический мир городских легенд, с магами, щитами на воротах и новыми завоеваниями, где старая гвардия всё-таки останется жить после неминуемого поражения. Музыкальное сопровождение украсило бы собой любую приключенческую видеоигру.
«Марадона». Песня, вызывающая ассоциации с одним из игроков ФК «Томь» — с Алексеем Сазоновым, разорявшим ларьки и тихие гнезда. Однако, кто депутатом стал, кто слесарем, а кто стал худшим-лучшим другом. По своей музыкальной конструкции и интонации песня очень схожа с творчеством шведской группы «Makthaverskan» (например, «Alsleep» или «No Mercy») — такая же легкая и возбуждающая желание переслушать гитарные партии еще сотню раз.
В песне «Полтергейст» опять заблуждали тени вышедших покурить рок-героев. Вот и Михаил Горшенев (покойный лидер «Короля и Шута») объяснил Ярославу, что текст припева «в моём доме кто-то плакал и кричал, приходи и убедись, в моём доме кто-то ходит по ночам, кто-то плакал и кричал» лучше интонировать в стиле такого шлягера, как «Дагон», дабы усматривалась преемственность поколений, поющих про проклятые старые дома, блуждающие тени возле дома моего и необъяснимые городские легенды. Текст песни даёт инструкцию по выживанию, чем утешится Полтергейст, нашим смехом и нашей тенью. Музыка такая же сумеречная и таинственная, как ночные продавцы.
Заключительная песня «Соломенный пес» своим текстом, да и самим названием, отсылает слушателя посмотреть фильм Сэма Пекинпа со слоганом «The knock at the door meant the birth of one man and the death of seven others!». Тут так же можно проводить аллюзии с творчеством группы «Король и Шут», которая есть наше всё (с песней «Возвращение колдуна», например). Однако песня не про ветер, и не про это, а про что или кого? Ответим словами жителей пантеона: «И друзья меня спросят: «О ком эта песня?» И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам...»
Подводя итог, можно сказать, что «Бумажные тигры» не стремятся куда-то в мифические олимпы хит-парадов и не нуждаются в званиях новой молодёжной иконы, скрестив звучание «The Smith», «Makthaverskan» и «Sisters of Mercy», пропустив тексты через призму восприятия «Короля и Шута». Получился совершенно натуральный и чистый по своим идеям, музыке и текстам — но, к сожалению, не качеству записи — продукт.
Именно поэтому группа «Бумажные тигры» заслуживает внимания и является умом, честью и совестью природы.
Василий Селезнёв
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.