Автор «Магадана» «еще тот»... или уже нет?
«Вася Обломов вышел из интернет-мемов. В клипе про „говно“ снялся Михаил Ефремов...». Ой, это не из того альбома! Я ведь про «Многоходовочку» писать собирался.
Хотя все-таки не зря вспомнилась «Корпоративная» со «Стабильности». До выхода «Многоходовочки» у Васи Обломова уже вышло 3 альбома, и пока что счет был 2:1 в пользу удачных работ. И «Повести и рассказы» 2011 года, и «Стабильность» (2012) начинались с весьма ударных вещей — безысходной «С чего начинается родина» и уже упомянутой «Корпоративной». «Ломки» же — третий альбом Васи — как начался без огонька, так и прошел на этой волне.
С точки зрения начала свежая «Многоходовочка» получилась в духе первых альбомов — а, если быть точным, то ближе ко второму. Открывающая альбом песня «ИМХО» — замечательный образец самоиронии. Она представляет собой письмо (или комментарий в любой соцсети) Васе Обломову от поклонника:
Посмотрел твои клипы, ты реально отупел!
Помню как ты про Магадан нормально пел.
Телега про начальника тоже хорошо зашла;
А потом, у тебя какая-то лажа пошла.
Сейчас ты зачем-то залез в политику.
В песнях своих ведёшь паскудную аналитику.
Видимо пиндосы тебе платят бабло.
Иначе, зачем про свою страну ты поёшь гавно?
Исполняешь все свои идиотские песни
В каком-то клубе на Красной Пресне.
В «Корпоративной» зрители тоже просили Васю:
Давай, Вася! Давай братан!
Спой нам про начальника и про Магадан!
Эта тема знакома любому артисту: стоит выпустить пару-тройку хитов — и зрителям больше ничего не надо, пой только их. А любое новое творчество будет встречаться страданиями про «раньше трава была зеленее». К этоум еще можно добавить Васино «залез в политику», хотя обвинения в этом беспочвенны — на «Повестях и рассказах» социальная составляющая была также очень сильна. Переслушайте «С чего начинается родина» и «Кто хочет стать миллиционером».
Пожалуй, главным удивлением «Многоходовочки» стала вторая композиция — «Человек хороший».
Помог приятелю устроиться на работу
Отвёл жену в театр вечером в субботу
Под домом покормил бездомных собак
Улыбнулся прохожему на улице просто так
Уступил место в метро пожилому человеку
Объяснил туристу, как найти Москву-реку
Сходил в магазин и избавил маму от тяжёлой ноши
Всё потому, что человек хороший
Слушая песню, я ждал подвоха — ну, вот в конце будет какой-нибудь каверзный поворот. Но нет — песня про «человека хорошего» так на хорошем и закончилась. Этим и удивила.
«Доброта» по своему духу напоминает «Голубой огонек» «Аквариума». В двадцати четырех строчках получился собирательный образ современного российского социума, среди которого нашлось место и «художнику» Петру Павленскому, который, как многие помнят, во имя искусства прибил свои яйца к брусчатке на Красной площади:
Страшною силой искусства
Яйца прибиты к земле
Все осуждали паскудство
Располагали к себе
Спетые еще в августе 2014-го строчки
Люди светились от счастья
Дети кричали «Ура»
И разрывали на части
Всех, кто был против добра
вполне применимы, например, к сегодняшней ситуации с новосибирской оперой «Тангейзер» — там, из-за якобы «оскорбления религиозных чувств», уже предлагают посадить режиссера этой постановки. БГ назвал эту ситуацию «торжеством средневекового мракобесия».
«Трагедия» получилась самой мрачной и жесткой песней альбома. Возможно, самой жесткой из всего творчества Обломова. Приговор пассивной части населения, привыкшей жить по течению:
Мы исчезнем, не оставив ничего после себя
С надеждой, что про нас вспомнит семья
Нам кажется, что вся жизнь впереди
Даже если мы в самом конце пути
Мы пытаемся развлечься, чтоб не умереть от скуки
И представляем, какими будут наши внуки
Словно мёртвые рыбы, плывём по течению
Ни к какому не приходя заключению.
После столь безысходной песни идет целый блок довольно веселых композиций. В «Wi-Fi» идет тонкий стеб над современной молодежью, которая сплошь и рядом ходит, сгорбившись над своими «айфонами» и «гэлакси эс», читая и лайкая комменты вконтакте.
Я теперь совсем не представляю, как мы раньше ухитрялись жить,
Что за жизнь такая без вайфая — не развлечься, не поговорить.
Заглавная «Многоходовочка» — эскиз российской жизни, исполненных в грубых мазках.
Переполнена снова парковочка
Цены ломит даже «Пятёрочка»
Неликвидочка и запрещёночка
Это — многоходовочка
Таким же грубым (и даже примитивным) получился «Гребаный стыд». Но его спасает Гарик Сукачев. Особенно если слушать эту песню, смотря видеоклип. Глядеть на Игоря Ивановича (а именно как он кривляется, когда поет) без смеха невозможно!
Перевалив за экватор, альбом несколько теряет в «запоминаемости» песен. Оставшиеся шесть треков сливаются в какую-то общую кашу. Впрочем, выделить пару ингридиентов из нее можно. Вопервых, оригинальную «Пора валить», в которой «над Москвою выпал свежий Путин» — и в столице наступил коллапс и паника. Во-вторых — «Письмо Санта-Клаусу», в котором «мальчик Вася из большого города Москвы» просит кучу подарков, включая новый телевизор, радио, «Роскосмос», полицию и нового президента («А того, что подарил нам Ельцин, мы уже испортили давно...»).
«Многоходовочка» показала, что Вася Обломов «еще тот». Тексты не теряют своей остроты, обладая все той же ювелирной огранкой стихосложения. А музыка... Скажем так, она есть. Ничего выдающегося — просто дополнение к хорошим словам. Как не удивительно, Вася Оболомов очень близок к формуле русского рока «главное — текст», хотя, по идее, никакого отношения к нему не имеет.
Александр «Komandarm» Горелкин