Как группа вернула мой 1999 год.
«Да ну, козёл какой-то. Познакомились с ним случайно на концерте «Алисы» («Улицы разбитых фонарей-1»)
Кажется, «Алиса» была всегда. Я родился в 1987 году и не знаю мира, в котором не существует красно-черного угара. Конечно, знакомство с группой началось не с пелёнок — тут место занято за группой «Комбинация» — но начало эпохи алисаманства я помню, как сейчас. «Я помню как всё начиналось, всё было впервые и вновь...».
1999 год. В наш город Томск должен был приехать тур «15 лет черно-красных чудес» с «Алисой», «Агатой Кристи» и «Бекханом». Рекламная кампания тогда неслась из каждого утюга, но флагманом было телевидение. Запомнился рекламный ролик, где Константин Кинчев и братья Самойловы стояли где-то за кулисами и призывали прийти на концерт. «Привет, Томск!», — восклицал Глеб. «Мы уже в пути», — исподлобья говорил Костя. «Скоро будем, ждите», — заканчивал Вадим. А еще, кроме рекламы, активно показывали клипы — и вот тут на психику 12-летнего мальчика были наложены необратимые последствия. Буквально несколько месяцев назад ты покупал кассету «Отпетых мошенников» и слушал про «всяко-разно, это не заразно», а тут в черно-белом клипе мужик в шутовском наряде кричит «Знай, паскуда, вольных!». Просмотр «Паскуды» по своему восприятию был сродни «Терминатору» или «Чужому» — думаю, все в детстве их боялись. И вот это новое, странное, отталкивающе-притягательное — оно манило. Хотелось увидеть это снова и снова. Но еще больше понравился клип, где мужик ехал на джипе, а рядом с ним прыгал другой мужик с крыльями. «Что, никак не с-с-с-с-с-с-с-сойеееддиняяяет? Нет». Именно с мыслями об этом клипе я и отправился в самый крупный в городе музыкальный магазин («На Миллионной» на 905-го, если томичи будут читать) и попросил «кассету, где есть «Трасса Е-95». Продавец показал две кассеты — «Дурень» и «Пляс Сибири на берегах Невы», объяснив разницу между ними. Я, конечно, выбрал «Дурня».
Со страниц буклетика смотрели суровые музыканты, но главное потрясение ждало с первых аккордов. Что-то тяжелое, чего еще никогда не слышал. То ли гитара, то ли что-то еще (слово «рифф» я тогда еще не знал). «Печать зверя, клеймо стада, Девиз бойни — «Всегда рады». Неокрепшему детскому уху слушать это было крайне тяжело. О чём поёт — непонятно. Что-то про Мао и Адольфа из «Всемирной истории» энциклопедии «Аванта+». Но песня всё равно была интересна своим мрачным тяжелым темпом и нестандартной формой. А вот остальные песни с альбома (кроме «Трассы Е-95», конечно) тогда не поддались, слишком специфическими показались. Потому что всё больше баллады, а ожидалось услышать в духе «Трассы Е-95». Почему-то «Пси» Аквариума или «Чудеса» Агаты Кристи было слушать легче. Но факт остаётся фактом — «Дурень» был моим первым рок-альбомом в жизни, и отношение к нему было, есть и будет особое. С него началась моя алисамания. С возрастом альбом, конечно же, был оценён по достоинству и я до сих пор считаю его одной из самых сильных работ за всю историю группы.
В 2011 году, когда праздновался 20-летний юбилей «Шабаша», мы с другом размышляли, что когда-то и по поводу «Дурня» юбилейный концерт сделают и все песни сыграют. Тогда это казалось чем-то невероятно далёким и нереальным. Однако годы пролетели — и вот этой помеси «Guns N’ Roses» с Надеждой Бабкиной (как остроумно охарактеризовал «Дурня» Рикошет) тоже исполнилось 20 лет! Самому первому, самому знаковому, началу всех начал-альбому — 20 лет! Подумать только, я начал слушать «Алису», когда «Дурень» был крайним, новым альбомом «Алисы» на тот момент — ну, как «Эксцесс» сейчас. Много за это время воды утекло. Круто изменилась и сама группа, и её поклонники. На мой взгляд, «Дурень» стал последним альбомом той, старой «Алисы», но при этом его песни должны вполне органично звучать среди репертуара XXI века. 12 мая эта теорема должна была быть доказана или опровергнута. В любом случае, вопроса «идти или не идти» не возникало. Это всё равно, что не поздравить свою маму с Днём рождения.
Примерно за 3 дня до концерта началось волнение — словно перед встречей с близким человеком, которого долгое время не видел. Как он выглядит? Что он делал все эти годы? Сможем ли найти взаимопонимание друг с другом?
Место проведения концерта было выбрано не просто идеально — оно было единственно правильным. В Санкт-Петербурге «Дурня» нельзя было играть нигде, кроме «Юбилейного» — ведь именно в нём, 7 мая 1997 года, прошла питерская презентация альбома. Жаль, что не получилось устроить концерт ровно день в день 20 лет спустя.
Уже на глубине 64 метров в метро «Спортивная» среди спешащих домой петербуржцев то и дело взгляд выхватывал парней и девушек в косухах, а у самого «Юбилейного» уже сотни людей стояли в атрибутике «Алисы». Как же приятно видеть такую картину!
Если вы пришли на концерт сильно заранее, то, зайдя в зал, за 2500р (минимальная цена билета) можно было бесплатно послушать альбомы «Эксцесс» и «Цирк».
В центре танцпола стояли 4 бочки — видимо, для того, чтобы тушить в них фаера. Алисаманы славятся своими фаер-шоу. Остаётся загадкой, как они всё это проносят — на входе ведь обыскивают. Хотя, если алисаманов везде обыщешь, то у алисаманок есть места, где можно спрятать «заначку».
Долгое время и танцпол, и трибуны оставались почти пустыми. По часам оставалось 15 минут до начала и уже начинало создаваться ощущение, что концерт так и пройдет по-андеграундному с полупустым залом, но внезапно публика стала резко прибывать и в 19.50 зал загудел «Костя! Алиса!». Но до выхода Кости и «Алисы» оставалось еще больше получаса.
«Московское время 20 часов 26 минут, и мы начинаем прямую трансляцию с юбилейного концерта «Дурень XX лет» группы «Алиса», — примерно так бы объявил начало концерта Борис Крюк, ведущий «Что? Где Когда?». Именно в это время фоновая музыка стихла, в зале погас свет и на сцену начали выходить музыканты «Алисы». Выход Самого, конечно, не мог быть обыденным, поэтому на сцену напустили дыма. Когда видишь Костю, так и вспоминаются слова Шуры Каретного: «Ой ты кореш мой драгоценный Колян Костян — как я рад тебя видеть снова, в рот меня чих-пых!». Видишь его — и сразу улыбка на лице. Невозможно не улыбаться! Когда Костя в «Вечерний Ургант» приходил, я всю передачу просидел с улыбкой — настолько он культовый, интересный и такой близкий.
Константин вышел в пиджаке — как в середине 80-х! Выглядит лидер «Алисы» замечательно — даже не верится, что всего год назад он пережил инфаркт и все алисаманы пристально следили за новостями о состоянии здоровья своего кумира. Забежав вперёд, скажу, что и двигался он на сцене покруче иных молодых музыкантов — и это в 58 лет и после болезни.
Ожидаемо открывала программу «Печать зверя». На первых же аккордах словно первобытный демон вырывается наружу — невозможно спокойно стоять, когда такая жесткая, мрачная, вечно актуальная композиция наконец-то звучит живьем! Звук был отличный — в «Юбилейном» удивительная акустика.
Печать зверя, клеймо стада
Девиз бойни — всегда рады.
Ни одна любительская запись не передаст, насколько тяжело и мощно «Алиса» ее сыграла.
По звучанию, конечно, она немного изменилась, стала звучать более по-раммштайновски. Ну а что тут хотеть — Шаттла и Михи Нефёдова в группе уже 13 лет как нет. Лично мне изменившая аранжировка понравилась — звучало масштабно и пробирающе. Вот только жаль, что публика в целом встретила раритет как-то вяло. Понятно, что сама структура поклонников «Алисы» изменилась — они сейчас больше по «Небу славян» и «Вот так» угарают, нежели по старым вещам, но неужели всё настолько далеко зашло? Ребята, вы эту песню возможно в последний раз слышите!
Дотерпев вступление к «Дурню» (как в своё время назвал «Печать зверя» сам Кинчев), на «Всё решено» публика завелась. В отличие от первой песни, эта композиция звучала практически также, как в 1997 году. Ну а настоящее рубилово понеслось на «Вот так». Почти весь танцпол в едином порыве запрыгал. Да, и такое бывает — вроде бы главным действующим лицом должен был стать старый альбом, а публика кайфует от современного репертуара.
Следом был сыгран «Колобок» — шедевр со свежего альбома «Эксцесс», одна из лучших песен «Алисы» за последние лет 17. Заводной, с хорошей мелодией, текстом — настоящий хит. Уже первые ноты клавишного вступления вели публику в экстаз. Разумеется, под такой боевик жару давал весь зал.
На «Плясе Сибири» я почувствовал себя Фрунзиком Мкртчаном из «Мимино». «А эта песня для нашего гостя из солнечного Дилижана Томска». Конечно, я уже несколько лет живу в Петербурге, но 26 лет прожиты в Сибири, поэтому «Пляс Сибири» для любого сибиряка звучит по-особенному. Для нас это не далёкая романтика (наверняка многие зрители ни разу в Сибири не были), а суровая правда жизни. Кстати, все приезды «Алисы» в Томск за последние 12 лет были исключительно зимой, и за это время бывали самые разные эксцессы — например, в виде задержки доставки оборудования, в ходе чего концерт в 2005 году задержался на 2,5 часа. А в декабре 2010 года мы 2 часа ожидали группу, чтобы взять автографы, на 30-градусном морозе. Так что пляс еще тот. Остаётся добавить, что в конце песни из двух пушек по краям сцены повалил импровизированный снег — было очень эффектно.
Песню «Мама», как это принято в последние много лет, была наполовину исполнена в режиме «караоке». Также в начале песни половина танцопа села на пол. В припеве Костя пел «боль на мне» вместо «больно мне».
По-боевому лихо и задорно прозвучали «Смутные дни». «Время делить влааасть!», — скандировал Костя в припеве. Хотя по нынешней политической обстановке актуальней был бы «Тоталитарный рэп».
Получив дозу кайфа в виде «Смутных дней», старпёры уступили место молодой поросли, для которой была приготовлена своя доза кайфа в виде «Неба славян». Во время ее исполнения у меня возник вопрос: почему «Небо славян» не было в саундтреке к «Притяжению» Бондарчука? Там как раз тоже про «это наша земля» говорилось.
Удивительным образом всё еще держится в трек-листах «Ангел» с «Саботажа». Хотя на самом деле удивительного не так и много, ведь песня была одной из лучших с того альбома. На гитарном проигрыше после слов «боль Огня, луч Любви на земле!» почему-то всегда вспоминается Чума.
Затем пришла пора снова вернуться к «Дурню» — на очереди был «Дурак и Солнце». Сложная песня, но группа сыграла её идеально, будто исполняет каждый месяц.
Далее следовал целый концептуальный блок из песен о рок-н-ролле. В одной Костя поет о своём ремесле как о работе («Работа»), в другой заявляет, что «Рок-н-ролл — это не работа», в третьей поёт о тёмных сторонах рок-н-ролла («Дайте каплю огня»), а в четвертой выдает гимн рок-н-роллу («Всё это рок-н-ролл»). Здесь наглядно видно, как изменилось мировоззрение лидера «Алисы». Видимо, с возрастом тяжесть прожитых лет и переоценка ценностей делают своё дело. Ведь про ту же музыку он когда-то говорил так: «Нельзя любимое дело, которым я занимаюсь, мы занимаемся, уже много-много лет, назвать работой потому, что там где появляется работа, там перестаёт быть рок-н-ролл». А сейчас пишет и поёт песню «Работа». Вот так.
Стоит отметить, что «Рок-н-ролл — это не работа» и «Всё это рок-н-ролл» были исполнены весьма шкодно. В зале тоже творился разгуляй.
Кстати, немного обидно было за «Дайте каплю огня». Наряду с «Колобком» она является лучшей песней с «Эксцесса», но на ней не было зажжено ни одного фаера. Даже на «Осеннем солнце» — самой спокойной песне программы — и то жгли! Да и отдачи от публики не чувствовалось, хотя песня прокачивает на раз-два-три.
После барабанного соло была традиционная «Красное на чёрном» — наверное, единственная песня, которая будет в репертуаре «Алисы» всегда. В связи с далеко не майской погодой на улице был весьма актуален «Апрель». На этой песне был самый сильный слэм на танцполе.
Первые аккорды «Трассы Е-95» — «и вспомнил я всё, Коля». Не думал, что живьем эта песня вызовет столько радости, столько воспоминаний. Сразу вернулся в прошлый век! Настоящий праздник!
На «Кибитке» (и ранее на «Ангеле») Костя заводил публику, призывая раскачивать руками влево-вправо. Наверное, у группы «Чайф» подглядел?
«Синий дым» вызвал, конечно, большой отклик у зала. «Да высокая звездаааа!!!». Несколько лет назад, на концертах «Ваш Наш выбор» Костя призывал зал ему помочь — мол, песня сложная, ему не вытянуть. В этот раз он справился прекрасно. Но зал помогал ему очень активно — так активно, что его и слышно-то с трудом было. Очень интересная песня!
Сыграв «Синий дым» и, тем самым, закончив с «Дурнем», группа ушла на минуту за кулисы, чтобы вернуться для традиционного биса — «Левша» и «Фавор», на котором Костя наконец-то снял свои черные очки. «Левша», конечно, тоже мегахитовая вещь, а припев настолько возбуждающий, что только в слэме можно выплеснуть всю радость от ее прослушивания. «Сиииииний лееес до небееееес!». А под «Фавор» Костян «спел и растаял».
Вот так, за 2 часа, «Алиса» вновь вернула меня в детство, в мой 1999 год. За что ей огромное спасибо!
Трэк-лист:
1. Печать зверя
2. Всё решено
3. Вот так
4. Колобок
5. Пляс Сибири
6. Мама
7. Смутные дни
8. Небо славян
9. Ангел
10. Дурак и Солнце
11. Работа
12. Рок-н-ролл — это не работа
13. Дайте каплю огня
14. Всё это рок-н-ролл
15. Красное на чёрном
16. Осеннее солнце
17. Апрель
18. Трасса Е-95
19. Кибитка
20. Синий дым
21. Левша
22. Фавор
Александр «Komandarm» Горелкин