Как в московском «Запаснике» расширяли представление публики о неформатной музыке.
19 сентября в московском клубе «Запасник» прошло мероприятие под концептуальным названием «Фестиваль Неформатного творчества „Побег в реальность“». Туда я и отправился проводить вечер пятницы. В первую очередь хотелось послушать Владимира Белканова с его бэндом. Но и список прочих участников, и текст про концепцию фестиваля позволяли рассчитывать, что несколько часов, проведенных в душном клубе, не пройдут совсем зря (...ах, но какая погода посетила столицу в эти сентябрьские дни!).
Я стратегически опоздал на полчаса. Конечно, интересно наблюдать разминающихся пивом музыкантов, отстройку звука и прочую возню вокруг сцены, но погода... Однако, начали, судя по всему, почти вовремя.
«Пик Опустошения»
Войдя в зал, я обнаружил на сцене дуэт юношей, впоследствии оказавшийся половиной группы «Пик Опустошения». Дуэт самозабвенно исполнял рок-музыку на русском языке. Закончив композицию, музыканты обрели потерявшихся барабанщика и гитариста. Поющий юноша (если не путаю, его зовут Иван Федотов) уступил инструмент Андрею «Шляпперу» Кузнецову, который по совместительству был организатором феста. Дальше дело пошло веселее.
То есть не веселее, а бодрее. Потому что веселым творчество группы никак не назовешь. Злоба и печаль — в основном такие эмоции транслировал в зал вокалист голосом и жестами. Злоба, на мой вкус, получалась лучше: на агрессивных песнях голос, переходящий в крик, звучал увереннее, убедительнее, а грязный звук и прямолинейные риффы казались органичнее.
Во время «лирических» частей невольно вспоминался Стрыкало («...спасибо тебе, что ты русский, и спасибо тебе, что ты ро-ооо-ок»). Наверное, такую непроницаемую серьезность может себе позволить только очень сыгранный состав с харизматичным вокалистом.
Рядом со мной на лавочке сидел утомленный Белканов и засыпал. «Вова, ты спишь?» — спросил кто-то сзади. «Ну это, музыка такая...» — ответил Белканов, не оглядываясь.
Надеюсь, парни смогут со временем почувствовать необходимую легкость и уверенность. А тогда и улыбнуться себе мельком будет проще, и тоска-печаль сразу покажутся правдивее.
Удалась песня про «Художника, который должен быть голодным» — злая, и с легким налетом иронии. Хорошо прозвучала «Осень, Москва, привокзальная площадь». Местами очень интересные штуки вставлял ударник. На заключительной «Тишине» не хватило харизмы — не удалось драматическим шепотом как следует загипнотизировать зал. И, к большому сожалению, не хватило сыгранности (и звукача-слухача) — прекрасное по задумке басовое соло в конце было безжалостно утоплено перегруженной гитарой. Чуть позже Михаил Рябов, басист, с которым мы перекинулись парой слов в баре, показал жестами, как оно должно было выглядеть и посетовал, что не успели отрепетировать — придумали это в последний момент.
Мария «MARY» Збандут
Следом на сцене появилась Мария Збандут (актриса, автор-исполнитель), с проектом MARY. Проект был представлен молодым человеком с электро-гитарой и, собственно, самой Марией, с гитарой акустической.
Гитару долго не удавалось обуздать и как следует настроить. Специально для этого к сцене был призван Белканов. Подергав струны пару минут, он сказал «готово», но на первой песне выяснилось, что готово не вполне.
Мария предстала в образе улыбчивой блондинки, облаченная в платье с блестками, милая и женственная. Исполнила несколько песен — незамысловатая легкомысленная женская лирика, без претензии на вселенскость. Она с улыбкой рифмовала «птиц» и «ресниц», а я никак не мог понять, что такая девушка в таком платье делает между двух панк-групп, прославляющих боль и тлен.
Фото: Ростислав Красноперов
Сильный приятный голос, чистый и красивый. Уверенная улыбка, артистизм... ох, я бы собрал с ней хорошую программу джазовых стандартов! Но нет, сегодня Фестиваль Неформатного Творчества, а значит — расстроенное «весло», басовые струны глушат все и заводят пластик на ударной установке, парень с электрухой играет хорошо, но, кажется, слышит материал третий раз в жизни и, стоя к залу почти спиной, чувствует себя частью декораций.
Прозвучала веселая песня про «Героя демотиватора» из трех аккордов, и пришлось додумывать хорошего барабанщика, который мог бы «разогнать» эту вещь и не дать скатиться в КСП. Прозвучал «Ответ Вертинскому» — игривый, с элементом эротики, романс о том, как хорошо без мужиков. И пришлось додумывать маэстро-пианиста, который мог бы, где надо, расставить драматические паузы, а потом — стремительный пассаж, сверкающий, как блестки на платье певицы...
В завершение программы Мэри исполнила песенку «Мне все по барабану» на мотив «Хафананы» Симона Африка, и даже прокричала в конце «мы панки нам все похуй, до фонаря». А впрочем, осталась чиста и невинна и совсем не убедила меня в неформатности своего творчества.
Владимир Белканов
Следом на сцене появился Владимир Белканов. Один, без бэнда — только гитара и голос. Усталый, помятый и вялый, сомнамбулический Хомяк.
Сыграл небольшой сет, кажется песен пять. Пел с видимым трудом, как будто через силу дергал струны на слабую долю, создавая какую-то сюрреалистичную пародию на реггей: по форме это оно, но по факту — вывернутое наизнанку, что-то вязкое, трудное.
Я записал на телефон песню «Тот, кто был прав» — вещь задумчивая, созерцательная. Но послушайте, что получилось. Белканов, кажется, специально выпячивает эту небрежность, поет для себя, в абсолютном одиночестве, не особенно заботясь о нотах и о ритме. Иногда даже не поет, а просто говорит, перенося акцент на первую долю, превращая песню в какую-то мрачную детскую считалочку: «ук-рЫл-ся от сЫ-рости крЫ-шкоую грОба»...
Худой как смерть, смертельно уставший, Белканов в этот вечер был ближе всех к своему лирическому герою, как будто он и есть тот старый сосед, и все прочие парни, населяющие мрачный мир его текстов — а дела у тех парней очень так себе, если называть вещи своими именами. Это создавало ощущение безоговорочной правдивости, несомненной искренности — но ощущение невероятно тяжелое.
На последней песне — сет закрывала «Война» — он несколько оживился, раскочегарился. Закончил почти энергично, злобно, выплевывая в зал реплики, полные презрения: «Молодые еще! Резвятся!».
Очень хочется верить, что в этот вечер просто так сошлись звезды, что все это было случайностью, усиленной артистическим гением ради пущего эффекта, и что дела у Белканова лучше, чем показалось. Все-таки на свежем видео с концерта солидарности с ЗИЛ он выглядел вполне бодрым и осмысленным.
Кстати, на днях в Самаре с участием Белканов-бэнда будут презентовать книгу стихов актюбинской панк-формации, недавно выпущенную «Выргородом». Самарцам — быть живьем, а всем прочим — покупать!
Ник Рок-н-ролл и AzZzA
Следом на сцену вышел легендарный Ник Рок-н-ролл в компании «электрических парней». И это было правда круто!
Стремительные боевики, потрясающая сыгранность состава, слаженность каждого действия, каждого звука, безумная энергия. В общем — полчаса сплошного удовольствия. «С этими электрическим парнями — хоть сейчас в рай» — сказал Ник, представляя музыкантов после первой песни.
Фото: Ростислав Красноперов
«Танцуем!» — кричал Ник, и танцевал — так, как мало кто может (про возраст тут как-то даже говорить неудобно). Человек с мимикой птицы и пластикой Карлсона, он каким-то удивительным образом ни разу не показался смешным.
После недавней серии клипов я почему-то перед концертом ждал некоторой театральности, сценического действа, костюмов, масок... Но нет, музыканты были одеты подчеркнуто просто, буднично. И вот — в толстовке и джинсах — Ник сумел нагнать такого ужаса, что буквально видно было, как мурашки бегут по спинам завороженных зрителей:
Високосным выдался этот мир
Сто смертей на одну нашу жизнь...
В зале немного не хватало голоса и не всегда можно было разобрать слова. Но даже просто смотреть на этих людей, не вслушиваясь и не включая голову, было чертовски здорово. И демонический, невозмутимый Азат всем своим видом как бы говорил: «Мы на 200% уверены в том, что делаем».
Ник поблагодарил Шляппера за организацию и «возможность видеть друг друга не только в интернете», пригласил всех на празднование своего дня рожденья (который, на самом деле, был летом) в «Китайский Летчик» и откланялся.
«Голос Омерики»
Через некоторое время на сцену вышло московское панк-кабаре «Голос Омерики». Подготовились со всей ответственностью: повесили банер группы, Родион, лидер группы, деловито дал указания звукорежиссеру добавить аккордеон в зал и в мониторы.
Фото: Алексей Махотин
К началу выступления зал, на время опустевший после Ника, быстро наполнился публикой из бара, которая там времени даром не теряла. И понеслась! Самый каноничный Угар и Отжиг — настоящее кабаре.
Родион Лубенский, в татуировках, кепке и бороде, довольно безжалостно терзал свой аккордеон. Музыку этих ребят можно, наверное, отнести к ска — музыка простая, но до одури ритмичная и заводная. Аккордеон придает песням прекрасный оттенок русскости и народности, замечательно гармонируя с социальными, очень злободневными и очень «нашими» текстами.
Правда, обо всем об этом думал только трезвый я. А люди перед сценой бесновались, забыв обо всем на свете, выступая наглядным пособием к главе учебника физики про Броуновское движение. Очень разные люди — и совсем молодые девочки, и дядьки предпенсионного возраста, и просто поддатые, и ужранные в край.
Чертовски хотелось закинуться в баре четвертинкой и пустить 100 кг своего веса в слэм (пусть знают!), но увы — такой возможности у меня не было. Знайте: идти на концерт «Голоса Омерики» стоит только в хорошей компании и только если можешь себе позволить любые трэш-алко-приключения в последующие часов 10. «Без фанатизма» тут делать нечего.
---
Мне же пришлось удалиться, размышляя о Неформатном Творчестве. Что это такое? Музыка не для всех? Вроде «для всех» и не бывает. Музыка для немногих? Слишком сложная? Слишком грубая? А черт его знает =) Как бы то ни было, состав музыкантов в этот вечер мне понравился, в том числе своим разнообразием. Нашлось что-то неуловимо общее у этих таких непохожих команд, и это хорошо.
Спасибо оргам, спасибо «Запаснику». Благодарю Ростислава Красноперова и Алексея Махотина за любезно предоставленные фотографии. И, конечно, спасибо всем выступавшим!
Мероприятие обещают проводить регулярно, так что подписывайтесь на группу ВКонтакте и следите за новостями!
Илья «Дубр» Мясин, специально для Gigster.ru