Главная / Почитать / Отчеты / 

Фестиваль «Третья столица», каким я запомню его навсегда

А поспорить можно в комментариях.
30 июня 2015
Очень запоздалый отчет о запомненном из всего пережитого за два долгих дня всероссийского андеграунд-феста

10 и 11 апреля 2015 года в Москве прошел фестиваль «Третья столица», мероприятие странное и, в некотором роде, уникальное. Название — отсылка к Башлачеву. Концепция — собрать самый интересный и «живой» рок-андеграунд постсоветского пространства на одной площадке.

Площадкой был выбран клуб The Calipso Hall, запрятанный аж на станции метро «Рязанский проспект». Клуб просторный, нарядный, охрана приветливая (насколько это вообще возможно для охраны).

Интерьер оформлен разнообразием причудливо-морских и псевдо-античных красот. Правда, подходят такие красоты не для сурового рок-концерта, а для косплея по игре Big Kahuna Reef, примерно вот так:

Ну да и славно, такая эклектика придала своего шарму и очень пикантно подчеркнула всю сюрреалистичность происходящего. А происходило оно вот как.

Белканов-Бэнд

Около 6 часов вечера Белканов сауд-чекался. Ударник опаздывал. Дмитрий Шабанов, Организатор Всего Этого, заметно нервничал. Белканов между куплетами транслировал новости о дислокации ударника. В какой-то момент за стойку водрузился барабанщик «Апокрифа» и довольно лихо включился в процесс — получилось не по плану, но интересно. Видимо, этот момент и стал границей между саунд-чеком и началом мероприятия, хотя вряд ли кто-то это понял.

В таком режиме отыграли песни три, затем подоспел «штатный» ударник Бэнда («штатный» в кавычках, потому что состав Бэнда — вещь непредсказуемая всегда). С ним успели сыграть еще две вещи. «Ступенька за ступенькой» — вышел очень плотный фанк, причем басовую партию изображал Белканов на электрухе. «Ладо» тоже прозвучала весьма энергично, а добрая часть эфирного времени досталась длиннющему гитарному запилу в исполнении сурового Алексея Маркова.

Эфирное время оказалось не бесконечным: в конце песни Шабанов начал строгим голосом требовать освободить сцену, угрожая обесточиванием.

— Ишь ты, широкоплечий какой, большой, в очках... чего ты воюешь? — отвечал Хомяк, покачиваясь в такт слабой доле реггей-ритма уже следующей песни. — Все, последняя! Я, правда, так минут двадцать могу играть...
— Его х.. остановишь! — проворчал Организатор, позволяя исполнить заключительную «Я жду тебя». Впрочем, конфликт их был вполне театральным, и уже под «Выход» они скакали, как следует обнявшись.

«Апокриф»

Следом на сцену вышел многочисленный состав группы «Апокриф» из деревни Заднево. На протяжении всей первой песни (что-то про Марс) я силился понять, это преднамеренно комедийный номер, или само так вышло? Так и не понял, но в качестве музыкальной вставки к какому-нибудь фильму Тарантино оно смотрелось бы более чем органично. Музыканты с православным названием и соответствующей наружностью действовали не слишком слаженно, но самозабвенно, а балалайка транслировала в зал национальный колорит.

Балалайку, к сожалению, задавили — моменты, где ее было слышно хорошо, были лучшими. Количество использованных струн (я насчитал 19) в качество не переросло, я даже взял на себя смелость после выступления подойти к басисту и предложил отобрать у вокалиста его акустику =) Басист, милейший человек, обещал подумать.

«МЭррИ»

Далее прозвучал сет от группы «МЭррИ» из Екатеринбурга. Прозвучал очень мощно, гораздо более убедительно, чем прослушанные мною перед концертом записи. На сайте агентства «Кушнир Продакшн», работающего с группой, вокал Марии Кокшаровой почему-то ассоциируют с «Арбениной, Сургановой и Марой», а музыкальные СМИ это сравнение радостно тиражируют. Ерунда, если уж сравнивать, в плане интонаций гораздо ближе Светлана ЧапуринаДМиК»).

Музыка «МЭррИ» с виду незамысловатая, но дико драйвовая, по-хорошему громкая. Но если вслушаться — все очень продуманно, местами очень интересно ритмически. Во время выступления Мария, вооруженная электрогитарой, активно использовала лупер или сэмплер — где-то он добавлял соло-гитарную партию, где-то позволял вокалистке воплотить образы в различных хореографических движениях (зал не отставал).

Вроде бы это альтернативный рок как он есть, но нужное количество самоиронии на месте (взять хотя бы самоопределение — «гыш-гыш-гыш-гонор-рок»), ребята держатся очень уверенно и свободно, в общем чувствуется и талант, и профессионализм. Респект группе.

«Выход»

Силя, бессменный и бессмертный, окруженный молодыми, безусловно жег. Вооружившись изящной в своей нелепости гитарой-коротышкой (или укулеле-переростком, не знаю), улыбался, сутулился и заряжал публику здоровым пофигизмом оптимистического толку.

Фото — Алексей Марков.

Публика радовалась, распивала загадочное пиво, и танцевала. «Выход» выдал отличный сет, вполне ожидаемо. Тысячу лет на них не был, получил море удовольствия.

Дэн Назгул и группа «Междусобой»

После расслабона от «Выхода» вечер заметно потяжелел: на сцену вышла группа «Междусобой» и собственной персоной Дэн Назгул, очень известный в очень узких кругах. Несмотря на свой брутально-кожанный имидж, при ближайшем рассмотрении Дэн оказался вполне милым мужичком, а за хэви-металл-антуражем обнаружился такой добрый интеллигентный юмор, как мне показалось.

Выступление было довольно долгим, один боевик неспешно сменялся другим, ничего особенного не происходило, но никто особенно и не возражал — все шло как надо. В зале явно имелась делегация пришедших целенаправленно на Назгула, ее представители закономерно кайфовали, ну и остальные за компанию.

«Теплая Трасса»

Завершала первый день фестиваля легендарная «Теплая Трасса», группа из Барнаула, живые классики отечественного андерграунда, хотя и слегка подзабытые, но вполне настоящие. Сет получился очень лиричным и камерным. Утомленная долгим вечером публика уже окончательно расслабилась и отдалась потоку происходящего.

И, наверное в этот момент не одному мне пришла в голову мысль, что это самое происходящее почему-то очень напоминает такой уютный квартирник, где почти все знакомы, ну или полу-знакомы, но это в общем-то не важно, потому что все свои.

День второй

Второй день «Третьей столицы» получился еще более плотным и интенсивным. По озвученным ниже трагикомическим причинам у меня от него не осталось никаких записей. Но зато эта часть фестиваля оказалась зафотодокументированна нашими коллегами из MuseCube.org в лице Ирины Махмудовой, за что ей заочное «спасибо» и прямая ссылка, как того требует кодекс чести интернет-копипастера =)

Алена Кавкова

Вечер открыла Алена Кавкова («Обаяние Невовлеченности») из Белоруссии с короткой сольной акустической программой.

Алена продемонстрировала всю магическую силу женского рока в самом лучшем смысле этого словосочетания. Милая девушка, гитара, несколько аккордов, трогательные тексты, очень личные, но без пафоса — что еще нужно? Хотя, на самом деле, я бы и на полноценный состав «Обаяния» сходил при случае. Правда, до Москвы Алена доезжает чаще одна. Кстати, вот и 3 июля у нее будет сольный концерт — сходите, правда.

«Первая Положительная»

Дальше выступила молодая столичная команда «Первая Положительная». Бодренькие ребята. Играли такой легкий, местами пестрый и прифанкованный, поп-панк. В котором, впрочем, «попа» больше — музыка вполне «форматная». Главный хит — «Бесспорно мы снимемся в порно».

Сценический облик группы здорово вытянул молодой гитарист Валентин, вот он:

Бешено-энергичный, похожий (я образно, образно!) на что-то вроде обкуренной мартышки (настолько, что я сначала даже принял его за басиста), он очень понятно показал, как нужно двигаться под их музыку. Молодец!

Константин Кудряшов, «Наркомат»

Доиграв свой бодренький поп-панк, условные молодые уступили сцену условному ветерану, Константину Кудряшову. Последний, аккомпанируя себе на гитаре, ожесточенно проговорил в зал несколько остро-социальных блюзов, пропитанных скепсисом и умеренным количеством бранных слов.

В этот момент ваш покорный слуга решил наконец-то поужинать каким-то местным деликатесом за 200 рублей. Некоторая часть публики, рассудив, что картинка «Кудряшев с гитарой» менее динамична, чем предыдущая «Валентин с гитарой», и менее эстетична, чем первая «Алена с гитарой», решила последовать моему примеру (слышно-то везде примерно одинаково хорошо), и тоже расползлась по углам.

Не выдержала душа барда. Наркомат зарядил, кажется, самое злобное, что есть в его репертуаре — «Подпольное братство», с таким примерно текстом:

Зависеть от десятка тусовочных рож
И каждому звонить — «На концерт, мол придешь?
То есть, как это дорого? Ну ладно, впишу на халяву»
Но есть важнее дела — вот, купили траву,
Остальные бухают в каком-то хлеву,
Поешь как дурак — в зале полторы шалавы.

Подпольное братство, ай-люли,
Говно, пида**сы,
Рок-н-ролл — наследник вымороченной земли.

И, мрачно собравшись, удалился прочь. Получилось неловко. Зато эффектно.

Die!Jest

На сцену вышла еще одна молодая группа, Die!jest — гранжи из Пензы. А на горизонте нарисовался известный боец рок-н-ролльного фронта — Андрей «Шляппер» Кузнецов (группа «Пик Опустошения»). Я как раз начал ужинать. Шляппер вежливо заметил, что поведение мое недостойно, ибо не следует за просто так употреблять закуску без водки.

Группа «Дайджест» выглядела вот так, звучала очень громко и очень гитарно. Больше сказать не могу, боюсь соврать — отвлекся на обсуждение водочной области винной карты.

«НЕва»

Далее в программе значилась тюменская группа «НЕва» («Новое Евангелие»). Образцово-русская и канонически-православная, как я помнил. Синхронно с появлением «НЕвы» на сцене появилась и водка на столе. Я рассудил, что атмосфера не очень располагает к духовному обогащению, поэтому в тексты не вникал, ограничившись наблюдением за девушкой с домрой.

vYD5pgohGn4

Вот видео, там все есть. К нам, тем временем, присоединился вот этот страшный человек (который с лыбой):

Мы оформили еще по одной и принялись проектировать новый импровизационный ансамбль, в котором Кузьма должен петь, мои собутыльники составят ритм-секцию, а я буду играть на мелодике (потому что «какой, на***, фри-джаз без мелодики???»).

«Группа Допуска»

На сцене, тем временем, христианскую «НЕву» сменили серьезные представительные мужчины из Воронежа — «Группа Допуска». Прозвучали по-сибирски грустно (в полном соответствии с концепцией коллектива), тягучее электричество, печальные тексты со смыслом. В общем, внушили уважение и задавили авторитетом. Жаль, не попали в объектив МузКубовской камеры.

Народу было по-прежнему не много, по залу пополз слух, что финансовое положение критическое и, если его срочно не исправить, Ермену придется добираться до Актюбинска чуть ли не пешком. Наш малый пионерский отряд принял вызов и принялся положение исправлять — правда, асимметричным способом: «Димон, мы тебе бар на мероприятии сделаем!» — доложили мы Организатору, заказывая еще литр и тут же используя его по назначению.

«Рада и Терновник»

Собственно говоря, я на Раду и пришел. Поэтому к началу ее сета перебрался из-за стола поближе к сцене. Обилие выпитого позволило легко отказаться от привычной позиции наблюдателя «в сторонке» и смело присоединиться к фолк-девочкам-фенечкам в танцах и плясках (некоторые из них, кажется, чего-то напугались, но я же не со зла!).

Рада прекрасна, что тут рассказывать. Спасибо ей за все. Прекрасен и «Терновник» — музыканты ухитряются в очередной раз преобразить и найти новое прочтение для песен, давно ставших классикой (ну, для тех, кто). Неподражаем Анчевский, очень тонкий и умный музыкант. Было круто.

«Андеграунд»

Группа из Иркутска, вписывались у одного из оргов, поэтому в первый день я имел возможность с ними шапочно познакомиться. Ребята симпатичные, и я, честно сказать, немного за них побаивался: для молодой группы место в лайн-апе между такими монстрами, как Рада и Ермен — это вызов. К тому же, насколько я понял, они впервые познакомились с барабанщиком непосредственно в день концерта.

Побаивался абсолютно зря. «Андеграунд» зарядил по полной, выдал очень мощный сет вполне на уровне именитых «соседей» и, в целом, стал для меня одним из главных открытий фестиваля. Пока их песни, грустные и откровенные, в лайве звучат гораздо убедительнее, чем записи. Может, так и надо. Но, если появится сильная студийная работа — буду слушать с удольствием.

«Адаптация»

Фестиваль закрывал новый питерский состав актюбинской «Адаптации», усиленный Сергеем Летовым. Программа, разумеется, состояла главным образом из материала со свежего альбома «Цинга». После истории со скандальной рецензией читателя, которую мы опубликовали (и которая, вынужден признать, отчасти была набросом, как выяснилось в комментах), я немного опасался этой части представления. А под впечатлением от байки Усова про то, как пьяный Ермен пытался задушить и ограбить таксиста, даже рассматривал в уме всякие экстремальные сценарии.

Впрочем, едва услышав знакомые с детства, со школы, звуки, я про это как-то забыл и полез радостно отплясывать. Да, пожалуй музыка стала гораздо аккуратнее и вроде как стерильнее — но пусть об этом печалятся старинные фанаты Ермена и панк-гурманы. Я же ни к тем, ни к другим не отношусь, поэтому лишь отмечу, что профессионализм и сыгранность музыкантов на алко-танцевальных характеристиках их творчества сказывается скорее положительно :)

Ага, вот этот чел с бородой в бирюзовой футболке — ваш покорный слуга, по совместительству публикатор крамольных статеек про «Адаптацию», отплясывает под эту самую «Адаптацию».

Маловато было Летова, по моим личным ощущениям. Но уж больно мне инструмент нравится, а так это, конечно, им виднее, где он уместен и художественно оправдан. В общем, молодцы, одобряю.

Ждем еще!

Произошедший фестиваль «Третья Столица» — мероприятие совершенно сюрреалистичное, и, в некотором роде, уникальное. Уникальное по представленной географии, по масштабу артистов-участников, но в первую очередь — по количеству зрителей в зале на единицу выдающегося музыканта на сцене. По моим прикидкам это отношение составило приблизительно 1:1.

Очень хочется верить, что не так все плохо в «подпольном братстве», как это представлено в песне Наркомата Кудряшова. Организация была на высоте по всем пунктам, никаких накладок. Против мероприятия сыграли:

  1. погода — в первые теплые весенние дни на улице уж больно хорошо;
  2. расположение клуба вдалеке от мест скопления неформальной молодежи;
  3. довольно высокая цена входа, обусловленная сложной логистикой.

Что радует, последними двумя факторами можно как-то управлять. А потому от всей души желаю дружной команде оргов из продюсерской компании «HeadLiner» продолжать это благородное дело, и на следующий год (а может и раньше?) повторят фестиваль с большим размахом и успехом. Будем ждать!

Эпилог

Дослушали, допили. На улице хиппаны с гитаркой и «Журавлями», я с ними и затусил. Дальше поехали на флэт, песни в метро, вписка, пельмени и прочая романтика былых времен. Часа в три утра меня черт попутал со всеми попрощаться и отправиться на поиски новых приключений. Нашел себя в 6 утра на Первомайке — целым, невредимым, с телефоном и кошельком, но почему-то без рюкзака. Добрый флэт-мастер на следующий день помог найти контакты магазина с пельменями, добрые продавщицы там отсмотрели камеру и подтвердили, что около 4 утра я покупал жвачки и рюкзак был при мне. Видимо, прилег на лавочку передохнуть, да так и ушел без рюкзака. А в нем — ноутбук, а в нем — записи-заметки про фестиваль и звук из зала. Поэтому сей опус выходит с запозданием на два с лишним месяца, зато с моралью: «отдохнул — сиди дома!».

----

Благодарю Ирину Махмудову и МузКуб за фото, без которых я бы ничего этого не вспомнил =) Посмотрите фоторепортаж целиком.
Еще можно посмотреть репортаж журнала RockCor.ru с того же мероприятия, в качестве альтернативной (местами очень!) точки зрения.

Ходите на концерты и не теряйтесь! Всем пис +)

Илья Мясин,
программист сайта Gigster.ru

Комментарии

Komandarm02.07.2015, 15:40#
За такой глобальный труд нельзя не выразить респект!
Илья Мясин02.07.2015, 21:37#
Komandarm, спасибо, я старался )