Главная / Почитать / Рецензии / 

Рецензия глупого человека: Теплая трасса — Азбука (2016)

А поспорить можно в комментариях.
28 января 2017
«Моя борьба» Вадима Петровича Макашенца, или счастье быть человеком.

Все выводы являются авторской критической точкой зрения, не являются истиной в последней инстанции, направлены на критику творчества, а не личностей.

Группа «Теплая трасса» выпустила новый альбом из относительно не новых песен, как по смысловому содержанию, так и по мере их написания. Более того, группа открыла для себя азбуку современности, прочитав по слогам Слово «краудфандинг», и дав ему своё толкование. Согласно толковому словарю теплотрассника, Слово «краудфандинг» означает следующее: общими усилиями сделать важное, полезное и очень нужное для всех Дело — ЗАПИСАТЬ НОВЫЙ АЛЬБОМ «ТЕПЛОЙ ТРАССЫ». Денежные вложения поклонников капитализировались на карте Сбербанка Вадима Петровича Макашенца (автора всех текстов, организатора группы), и на других спайсо-солевых площадках для теневых пользователей интернета. Нужно отдать должное и поклонникам, и группе — требуемая сумма была проспонсирована, группа записала новый альбом — сухое Слово из словаря теплотрассника получило Жизнь в Мире, вот оно, простое Счастье быть Человеком — претворять Слова в Жизнь.

Вот, наконец-то, на днях получив диск с альбомом, представилась возможность постигнуть тайну Слова, сформированную из букв, написанных гр. «Теплая трасса» в «Азбуке».

Простая жизнь

Открыв первую страницу азбуки, читаем: «Простая жизнь». Тем самым, песня-открытие альбома задает тон всему последующему материалу альбома: простота, тривиальность, борьба и прочее. Хотя, как говорится, «где просто — там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Может быть простая жизнь это и есть святость? Послушаем.

Начинается произведение с жизнеутверждающего гитарного рифа. Текст наполнен всяческими неочивидными отсылками, например, строчки «горела ночь, но за гореньем судьба всегда давала мне надежды маленький оркестрик под управлением любви» завуалировано отсылает к бардовской иконе Б. Окуджаве и его одноименной песне.

На Словах «серебристые рассветы заменят ржавые ножи» явно читается отсылка к историческим событиям Вальпургиевой ночи и одноименному культовому произведению гр. «Сектор газа».

Строчки «Не верь, что Родины не стало, но помоги ей нас поднять» направляют нас коридорами размышлений, чтобы мы посмотрели «на снегу всё те же имена», к более раннему творчеству гр. «Теплая трасса», песне «Коридор», где, судя по голосу не вполне трезвый вокалист, ШАО вещает идеи Депы Побокова о поднятии нас с колен Родиной.

Сама же мысль, изложенная в припеве, повторяющимся неоднократно, как мантра для умственно отсталых, не понимающих с первого раза: «прими наш образ и держись, простой сюжет, простая жизнь», вкупе с историческими отсылками и плакатным призывом, вызывает ассоциацию лишь с такой же витринной песней гр. «Коррозия Металла» «Бей чертей!» (строчками «Встань под наши знамена, солдат! Мы очистим Москву и Арбат»).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: Вадим Петрович Макашенец, взяв за основу слова преподобного Амвросия Оптинского, пытается раскрыть тему santa simplicita. Песня-открытие указывает, что же будет предвещать альбом в целом: это использование старых образов, вплетенных в тему противопоставления «нас» и «их», с непрозрачными намеками: устроить ночь ржавых ножей для тех, кто «наш» образ таки не примет. Что ж — довольно интересные темы обозначены Вадимом Петровичем, посмотрим, как они будут раскрываться в следующих Песнях.

Под распахнутым небом

Начинается Песня с мастерски обыгранного композитором Веремьянином в иной тональности рифа песни «Звезда свиней» с альбом гр. «Алиса» «Солнцеворот». Ну что, пока авторы азбуки следуют принципам, обозначенным на первой странице.

На ум сразу же приходит ассоциация к культовой речи К. Кинчева 28.08.1998 в г. Москва в ДК «Меридиан», перед Песней «Звезда свиней»: «я делюсь своим Сердцем с Вами, а вы туда срете».

Попробуем и мы наступить ногой на небо, но на строчках «приговорила меня Кострома, здравствуй, на веки родная Страна!» спотыкаемся о Бориса Гребенщикова и его песню «Кострома Mon Amour». Так, в одной Песне творческий союз Леонида Веремьянина и Вадима Макашенца иллюстрирует нам связь времен и преемственность тем с былыми героями русского рока. Тем более, как отмечают сами авторы и ретрансляторы: «Слова не случайны, даже в скрипе песка», «надо слушаться старших, а иначе нельзя».

Как итог, ничем не примечательная песня русских рокеров.

Листаем дальше.

Европа

Аналогичное музыкальное решение, как и в первой песне. Такой, похожий на призывный горн, гитарный риф, призывающий встать солдат под знамена во имя красоты и небывалой высоты.

По темпу песни, особенно ритмической форме припева, всё очень напоминает деревенские куплеты под электрическую гитару. Ну а рифмы «опа» «Европа» в частушках моментально вызывают ассоциацию лишь с культовыми частушками, записанными Юрой Хоем. Такая вот зеленая ограда.

В песне, с помощью аллюзий (душа-лопата, лапа, у нас один приказ жечь сердца огнями фраз), Автор пытается противопоставить независимых от денег и коммерции сибирских и русских самородков, бездуховной, поклоняющейся идеалу-обману, всей в поисках врагов и ведьм Европе. Ну что, песня на потребу дня обществу.

Так как азбуку обычно изучают дети, абсурдистская строчка «Я простой мужик, у меня есть вжик» так и подмывает процитировать детскую же дразнилку — вжик-вжик: ты больше не мужик.

Как итог, совершенно нелепая, рассчитанная на скорую популярность, разжигающая рознь песня, вселяющая в тех, кто не причисляет себя к Европе, уверенность в свой правоте и самобытности. Так же поднимаются проблемы эмиграции и загадочной русской души, которую не поймет заграничный пианист и водолаз, зато нашенский швец, жнец и на дуде игрец, исходя из содержания песни, знает, что Европа — логово бездуховных, поклоняющихся золотому тельцу, не раскаявшихся мохнатых лап, гребущих и жаждущих денег. Такое вот национально-освободительное движение.

Солнце встает (посвящение русской поэзии)

Наполненный религиозной тематикой стих, который, как следует из музыкальной подложки, нужно читать на рассвете, как молитву. Рассказ о том, как Депа Побоков водил на золотой узде необузданную русскую тройку. Позже — стал Богом во Валгалле, так как умер в пылу ярости берсерка, в пылу Вселенской битвы, наградив нас, земных, радостью «моего небесного луча, источником твоей святой молитвы».

Так и ожидается, что финальным четверостишием будет:

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

По крайней мере, по духу и стилистике, такой призыв был бы намного логичнее, чем тоска Ярославны в урочный час.

Душа

После первого прослушивания Песни, отбрасывая неинтересную аранжировку, так и возникает вопрос: «Почему?». Почему данная Песня не вошла в альбом «Все впереди» 1998 года. Тем более, что по духу, стихосложению и строчкам: «О чем же сердце поет? / О том, как вольно в груди / Знать, что любовь не пройдет /И все еще впереди» Песня могла бы отлично дополнить трогательный и мелодичный альбом.

Так и на протяжении всего альбома не покидает впечатление того, что в «Азбуку» вошли выбракованные произведения с альбома «Все впереди». Также Песня не отступает от духа разжигания, продеклалированого на первой странице Азбуки, «когда орлы клюют народ, и вся душа его пылает, враги толкают вагонеточку вперед» так и тянет встать под их знамена, защитить народ и вступить в схватку с орлами, терзающими народ, и иными врагами, о которых мы узнаем в следующих песнях.

Легкий запах кладбища

На озаглавленной странице Азбуки мы видим какие-то образы былого детства, преломленные через призму затяжных зимних абстинентных синдромов, достигающих апогея под новогодние праздники, собирающиеся в пьяном деде Морозе. Однако, воспоминания алкогольных возлияний родителей, подсмотренные из колыбели среди высоких звезд не могут служить оправданием алкогольной зависимости сегодняшнего дня.

Так как песня про воспоминания и уход к корням, так же В.П. Макашенец не преминул вспомнить о былой дружбе с гением шаманизма — экстремистом Александром Подорожным. Так, «миллионы роз, цветущие во мне» есть ни что иное как отсылка к гениальнейшему произведению не Даниила Андреева, но Александра Подорожного «Роза мира»

Также автор пытается приравнять себя к Исааку Ньютону, трансформировав его «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» в «И колыбель моя среди высоких звезд». Однако, увы! В.П. Макашенец далеко не видит дальше других, хотя и пытается обмарать своими подошвами титанов-предшественников вроде Б. Гребенщикова, А. Подорожного, К. Кинчева и Ю. Клинских, взобравших на их плечи.

Сам рефрен «легкий запах кладбища» как бы резонирует с образами детства из песни, как бы провозглашает: memento mori uber alles!

Сон

Этакая попытка бросить психоделический камушек в огород. Плохой женский вокал, съедание букв, невнятное пение, тема сна — ничего не напоминает? Было впечатление, что как будто гр. «Теплая трасса» пригласила сессионного музыканта — Наталью Чумакову, для исполнения вокальной партии в Песне. Однако, в буклете указано, что песню исполняет «Оксана Веремьянина». Совпадение фамилий с ШАО как бы даёт понять, что это человек группе далеко не посторонний.

Текст, на удивление, довольно интересный. Есть недосказанность как «утро вечера, каменный ветер», приличный ассоциативный ряд, позволяющий по образам возвести целостное здание Песни.

Трое (посвящение Дружбе)

Попытка полилога Вадима Петровича со своими друзьями: Ветераном и Шао, Ленькой и Костей. Однако, никто не отвечает гениальному сибирскому поэту — молчание в ответ (по крайней мере из структуры построения ответа (даже если таковой предполагается) не ясно, ответ это или продолжение потока сознания Вадима Петровича).

На строчке «пидорасов на земле много, а любимой у меня нету» всё становится на свои места. Вновь нетолерантные, завуалированные призывы, как следствие сублимации. И друг родной Ленька грезит себя фюрером, честно играет Бога, и слишком туго мир набит мясом.

Также Вадимом Петровичем предпринята попытка обыграть выражение «будет праздник на нашей улице», бесцеремонно сузив и осовременив его до «будет праздник на твоем сайте». Такой посыл, что теперь человек живет не на улице, а в интернете, отсюда и локальный праздник у него теперь по месту жительства — в сети Интернет. Не знаю, как остальной аудитории, но мне, как слушателю, несколько не по себе от такого цифрового сужения границ существования. Ну да ладно, как говорится, обижают два раза. Так и мы не будем огорчаться на В.П. Макашенца, который «исповедался в своих стихах, невольно, увлеченный восторгом поэзии», так и мы, по заветам классиков, «оставим любопытство толпе, и будем заодно с гением». Хотя нет, будем, я — буду. В.П. Макашенец — далеко ведь не Байрон. Ну да оставим критику автора, переходим к следующей песне.

Гитара (посвящение А. Непомнящему)

Известно, что А. Непомнящий писал определенные Слова с большой буквы, такие как: «Слово, Свобода, Жизнь» и прочие. В вокале Шао же не слышно, чтобы данные Слова были пропеты с большой буквы, с почтением и вдохновением. Что за неуважение к почившему Поэту, если Песня посвящена ему?

В целом, Песня очень хорошая, от музыкальной составляющей до текстовой нагрузки. Есть множество образов из текстов А. Непомнящего, например «Поднимая упавшее знамя — на весь мир омертвевший круги» — круто, честно, напоминает о нашем поражении, воспетом Непомнящим.

Но не все так гладко, ведь теплой трассы при написании текста никто Депе Побокову не пожелал! Отсюда и следующие изъяны: бесполезная и никчемная смена ритма, словосочетание «откуда такая прищепка» — действительно, откуда, и финального такого, якобы диалога с гитарой, ведь Шао так «вдохновлённо» заклинал инструмент к диалогу, что даже немой бы заговорил от такого количества повторений «говори». Так вот и забранимирил Бога на лире Шао-то! Такое талифа куми от сибирского рупора. Но при чем тут А. Паршиков, резонно спросите Вы? Лично мне, по звукам «го-во-ри» напоминает «гори, братан, гори», небезызвестного бранимира мира сего.

Поезд прибывающий

Песня начинается с гитарного рифа, отдаленно напоминающий культовую «Bite It, You Scum» великого G.G. Allin’a. Затем следует проигрыш, заменяющий припев.

В целом — довольно хорошая Песня, динамичная, энергичная, и ход с отсутствием припева, заменой его проигрышем — довольно интересный. И тут Шао решил тоже невольно исповедаться в грехах, увлеченный восторгом поэзии, спев автобиографичную «и я терял красавицу-жену, и было это мне, как видно, по сердцу». Исключив из текста «летит над миром русский рок» — и была бы вполне целостная, не привязанная стилистикой ни к чему песня. Но не выкинуть из песни слов, как и не выгнать из гр. «Теплая трасса» В.П. Макашенца. Так что актуальной пока остается песня А. Фомина «Парус», в которой он предвещает, что Теплая трасса не распадется никак.

Музыкально гармоничная Песня, риф и ритм напоминают как раз поезд, многоголосие гитар — ветер, завывающий на скорости между вагонами и пролетающими за бортом состава столбами.

Война

Трогательно поёт Шао «Убивают те, кто жизни не видел ни разу» — такая замысловатая игра слов, ну, те, кто не жил, уже убивают, те — кто не живой.

Так же Вадим Петрович продолжает разжигать, но уже более очевидно «убивают себя те, кто против любви — упыри и недочеловеки» — явно не ставя себя в эти ряды.

Хотелось уже заканчивать рецензию, однако строчки «ты скажи, не молчи, ты скажи: так и так» призывают закончить анализ до последней Песни. Что ж, внемлем просьбе.

Любовь непобедима

Логическое продолжение Песни «Война». Такие аллюзии про войну, идущую в головах непрерывно. Вторичная тема, вторичные образы и б/ушные посылы. Противопоставление русских солдат, к коим себя причисляет В.П. Макашенец, и цепных псов порока, убивших Человека.

Дурею с водки я...

С какой же глубочайшей метафоры самородка всея Сибири начинается эта песня: «дурею с водки я как фраер в Амстердаме». Тема алкоголизации для данного альбома, как мы уже убедились, не нова, но есть одно но. Тему преображения человека в состоянии алкогольного опьянения, как и в целом тему житейского дна, исчерпывающе раскрыл Юра Хой в песне «Дурак». Очередная исповедь В.П. Макашенца, ретранслированная голосом Шао в наши уши. Исповедь о том, как вкусил греха наш автор, какой катарсис он испытал после осознания, что возненавидел ложь. Опять же тема противоборства, противопоставления себя и гадов, намазанная на гитарный бойкий ритм, типо такой за анархию.

Пламя во льду

Обычная Песня для гр. «Теплая трасса».

Нам вновь напоминают про то, что альбом алкогольный: «Пьяная дорожка искрит немножко и скользит и падает в темноту». По ощущениям трек как бы описывает сентиментальную стадию опьянения.

Оконцовки припева «Мы научим вас плакать» и «Мы заставим вас жить» продолжают тему противопоставлений бесчувственных обывателей и чувствующих сердцем творцов, ставя знак равенства между «чувствовать» и «жить». Спорный вывод: я чувствую, следовательно — живу. Декарт бы не одобрил.

Любите людей

Тут даже и сказать нечего. На протяжении всей Песни Шао объясняет, за что нужно любить людей и что за это будет. Но, как говорится — благими намерениями выстлана дорога далеко не к Богу. Так что же следует за благим призывом — делайте выводы.

Свет на пути

Очередная проходная Песня. Такая спокойная гармония, модная музыка с тысячами разных отзвуков на фоне основной мелодики. В меру мейнстрима, в меру молодежного духа и чувств зрелого мужчины.

Счастье

Очередная Песня из темы альбома «Все впереди». Про грозную битву сегодняшних дней, про чувство Правды, про то, что Надежда вас Помнит, и Любит, и ждет. Раздражающий ход с бек-вокалом, который делает из слушателя потенциального слабоумного, не разумеющего, что же пропел Шао, необходимо тут же повторить эту же строчку, чтобы осмыслить месседж.

Какие же выводы можно сделать из околочасового альбома гр. «Теплая трасса» «Азбука»? Альбом очень милитаризирован и в то же время инфантилен, в каждой первой Песне есть упоминания про войну. Каждая вторая песня призывает нас на борьбу с самим собой, с пидорасами, с недолюдьми, грехами и много чем еще. Вадим Петрович! Разжигай, но помни!

Призываю Вас бороться прежде всего со своей неграмотностью, ненавистью и разного рода зависимостями. Вот такой месседж. Бим-бом!

Всем кайфа по-жизни, а тем, кому понравилась статья, жизни по кайфу.

Тузар Кайфулин

Примечание администрации Gigster.Ru: Мнение автора может не совпадать с мнением редакции портала. Орфография и пунктуация сохранены.

Комментарии